Дизайнер

Ос­новные те­зисы

Гла­ва 1. Кон­цепту­аль­ный взгляд (предс­тав­ле­на от­дель­но)

Гла­ва 2. Опи­сание про­фес­сии

Про­мыш­ленные ди­зай­не­ры со­чета­ют в сво­ей про­фес­сии ис­кусс­тво, биз­нес и ин­же­нер­ную ква­лифи­кацию. Эта ра­бота от­ве­ча­ет за воз­никно­вение фор­мы и ви­да той или иной ве­щи, ко­торы­ми мы поль­зу­ем­ся каж­дый день. Да, имен­но так, в дей­стви­тель­нос­ти, ди­зай­не­ры от­ве­ча­ют, или луч­ше ска­зать не­сут от­ветс­твен­ность за стиль, функ­ци­ональ­ность, ка­чест­во и бе­зопас­ность прак­ти­чес­ки всех ве­щей вок­руг нас, из­го­тов­ленных про­мыш­ленным спо­собом. Обыч­но ди­зай­нер име­ет уз­кую спе­ци­али­зацию в конк­рет­ном про­дук­те или ка­тего­рии ве­щей. Нап­ри­мер, ди­зай­нер ав­то­моби­лей, ме­дицинс­ко­го обо­рудо­вания, ме­бели, иг­ру­шек или ку­хон­ной ут­ва­ри.

Пер­вы­ми ша­гами в раз­ра­бот­ке но­вого ди­зай­на или из­ме­нения су­щест­ву­юще­го, обыч­но счи­та­ют оп­ре­деле­ние по­жела­ния за­каз­чи­ка, при­мене­ние из­де­лия, вку­сы и пред­почте­ния пот­ре­бите­лей, или тех, кто дан­ным из­де­ли­ем, в ко­неч­ном ито­ге, ста­нет поль­зо­вать­ся. Преж­де чем сесть за раз­ра­бот­ку, ди­зай­нер обыч­но изу­ча­ет ха­рак­тер ис­поль­зо­вания бу­дуще­го из­де­лия в кон­текс­те тех ус­ло­вий, в ко­торых пред­по­лага­ет­ся экс­плу­ата­ция ве­щи. На этом эта­пе ди­зай­не­рами оп­ре­деля­ют­ся фи­зичес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки про­дук­та, та­кие как раз­мер, фор­ма, вес, цвет, ма­тери­ал, сто­имость, эр­го­номи­ка и бе­зопас­ность. Эту ин­форма­цию мож­но по­лучить от за­каз­чи­ка, из собс­твен­но­го исс­ле­дова­ния, из ма­тери­алов по аль­тер­на­тив­ным или схо­жим по ка­тего­рии пред­ме­там, из встреч с по­тен­ци­аль­ны­ми поль­зо­вате­лями, пос­тавщи­ками и про­из­во­дите­лями из­де­лия.

Да­лее ди­зай­нер го­товит кон­цепцию сво­его ви­дения, наб­роски и схе­мы – как пра­вило, от ру­ки или с по­мощью компьютер­ных прог­рамм, для то­го, что­бы про­демонс­три­ровать за­дум­ку. Пос­ле об­сужде­ния с кре­атив­ным ди­рек­то­ром или дру­гими чле­нами ко­ман­ды, го­товят­ся бо­лее серьез­ные и де­таль­ные эс­ки­зы с ис­поль­зо­вани­ем сис­тем CAD (com­pu­ter-aided de­sign). Эти прог­раммы поз­во­ля­ют соз­да­вать мо­дели, ко­торые об­легча­ют про­цесс из­ме­нения, адап­та­ции, экс­пе­римен­тов над кон­цептом из­де­лия. Про­мыш­ленные ди­зай­не­ры, ко­торые ра­бота­ют на круп­ных про­из­водс­твен­ных предп­ри­ятиях, ис­поль­зу­ют про­мыш­ленные CAD сис­те­мы (CA­ID com­pu­ter aided in­dust­ri­al de­sign) для то­го, что­бы ис­поль­зо­вать их в кон­текс­те, по­нят­ном ма­шинам и пос­ле­ду­ющей ав­то­мати­зации про­из­водс­тва, сог­ласно спе­цифи­каци­ям.


designerДа­лее ди­зай­не­ры еще раз предс­тав­ля­ют свои ра­боты или про­тоти­пы за­каз­чи­ку или ме­нед­же­рам для уче­та окон­ча­тель­ных воз­можных из­ме­нений и пред­ло­жений. Ди­зай­не­ры час­то ра­бота­ют с ин­же­нера­ми, бух­галте­рами и смет­чи­ками для то­го что­бы учесть все воз­можнос­ти в со­вер­шенс­тво­вании за­каза в раз­ре­зе боль­шей бе­зопас­ности, луч­шей эр­го­номич­ности и уде­шев­ле­ния про­из­водс­тва. Пе­ред тем как ди­зайн про­дук­та бу­дет приз­нан за­вер­шенным, ди­зай­не­ры мо­гут участ­во­вать в тес­тах по эр­го­номи­ке и удобс­тву поль­зо­вания, тес­тах бе­зопас­ности, наб­лю­дая как поль­зо­вате­ли ис­поль­зу­ют про­тоти­пы из­де­лия, ди­зай­не­ры де­ла­ют свои вы­воды.





Все боль­ше ди­зай­не­ры участ­ву­ют в сов­мест­ной ра­боте с раз­ра­бот­чи­ками кор­по­ратив­ной стра­тегии для то­го, что­бы ди­зайн про­дук­тов не вы­бивал­ся из об­ще­го имид­жа ком­па­нии и стра­теги­чес­ко­го ви­дения биз­не­са фир­мы. Ди­зай­не­ры ра­бота­ют с мар­ке­толо­гами в мо­мент раз­ра­бот­ки пла­нов луч­ше­го по­зици­они­рова­ния бу­дуще­го про­дук­та на рын­ке. Ди­зай­не­ры, в ко­неч­ном ито­ге, от­ве­ча­ют за то, что­бы их ра­бота очень точ­но пе­реда­вала об­раз и цен­ности ком­па­нии в ее про­дук­тах. И хо­тя, бе­зус­ловно, про­дукт и его ди­зайн, преж­де все­го, долж­ны от­ве­чать тре­бова­ни­ям рын­ка и сво­их пот­ре­бите­лей, спе­ци­алис­ты этой про­фес­сии так­же долж­ны не за­бывать о кон­ку­рен­тах и ста­рать­ся их опе­редить. Сов­ре­мен­ный ди­зай­нер дол­жен быть сфо­куси­рован на соз­да­нии ин­но­ваци­он­ных про­дук­тов, од­новре­мен­но со­вер­шенс­твуя стиль и тех­ни­чес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки то­вара.

Ус­ло­вия тру­да.
Ди­зай­нер тра­дици­он­но на­нима­ет­ся круп­ны­ми про­из­водс­твен­ны­ми предп­ри­ятиями, боль­ши­ми кор­по­раци­ями или ди­зай­нерс­ки­ми ком­па­ни­ями и его ра­бота, как пра­вило, про­ходит в стан­дарт­ных ус­ло­ви­ях обыч­но­го ра­боче­го дня в хо­рошо ос­ве­щен­ном и ком­форт­ном для твор­ческой ра­боты мес­те. Те ди­зай­не­ры, ко­торые ра­бота­ют в ма­лень­ких ди­зай­нерс­ких ком­па­ни­ях или в ка­чест­ве фри­лан­се­ра ра­бота­ют по конт­рак­ту над спе­цифи­чес­ки­ми за­дани­ями или ди­зай­на­ми. По­это­му ра­бочий день та­ких про­фес­си­она­лов обыч­но подс­тра­ивает­ся под рас­пи­сание за­каз­чи­ков и их дед­лай­нов, в том чис­ле вклю­чая не­об­хо­димые ра­бочие встре­чи по ве­черам или в вы­ход­ные дни. Эти ди­зай­не­ры ча­ще вы­нуж­де­ны иметь бо­лее дли­тель­ный ра­бочий день и ме­нее ком­форт­ные ус­ло­вия ок­ру­жа­ющей обс­та­нов­ки.

Ди­зай­не­ры мо­гут ра­ботать в сво­их собс­твен­ных офи­сах или на до­му или офи­се за­каз­чи­ка. Так­же им час­то при­ходит­ся ме­нять мес­то сво­ей ло­кации, нап­ри­мер, во вре­мя тес­ти­рова­ния, или вы­ез­жая в ди­зай­нерс­кие цент­ры, на де­монс­тра­ци­он­ные стен­ды за­каз­чи­ка, на дом за­каз­чи­ка или к про­из­водс­твен­ным ли­ни­ям. С раз­ви­ти­ем и ус­ко­рени­ем компьютер­ных тех­но­логий и се­тей, ди­зай­не­ры мо­гут фор­ми­ровать меж­ду­народ­ные ко­ман­ды и обс­лу­живать кли­ен­ту­ру, разб­ро­сан­ную по все­му ми­ру.

Гла­ва 3. Об­ра­зова­ние


Боль­шинс­тво по­зиций в про­мыш­ленном ди­зай­не тре­бу­ют как ми­нимум сте­пень ба­калав­ра в со­от­ветс­тву­ющей сфе­ре об­ра­зова­ния. Кан­ди­датам не­об­хо­димо за­пас­тись боль­шим опы­том, хо­тя бы в ви­де прак­ти­ки, и со­лид­ным порт­фо­лио сво­их ра­бот. Обыч­но об­ра­зова­тель­ные прог­раммы вклю­ча­ют та­кие дис­ципли­ны как: прин­ци­пы пост­ро­ения ди­зай­на, CAD ди­зайн, про­мыш­ленные ма­тери­алы и про­цес­сы, ме­тоды про­из­водс­тва и спе­ци­али­зацию в ин­же­нер­ном де­ле, фи­зику, ма­тема­тику, пси­холо­гию и ант­ро­поло­гию. Мно­гие об­ра­зова­тель­ные прог­раммы пред­по­лага­ют ор­га­низа­цию прак­ти­ки на круп­ных ди­зай­нерс­ких сту­ди­ях или в про­из­водс­твен­ных ком­па­ни­ях. По при­чине то­го, что сов­ре­мен­ная про­фес­си­ональ­ная де­ятель­ность ди­зай­не­ров все боль­ше тре­бу­ет со­от­ветс­твия ра­бот стра­теги­чес­ко­му ви­дению и биз­нес-кри­тери­ям ком­па­ний, все боль­ше ди­зай­не­ров ста­ра­ют­ся по­лучить сте­пень ма­гист­ра в биз­нес-ад­ми­нист­ри­рова­нии, что­бы об­рести уп­равлен­ческие на­выки и уме­ние вес­ти биз­нес.
Мно­гие шко­лы на За­паде, осо­бен­но в Со­еди­нен­ных Шта­тах, тре­бу­ют ус­пешно­го окон­ча­ния 1 го­да ба­зовых кур­сов по ди­зай­ну или ис­кусс­твам, что­бы на­чать обу­чение на сте­пень ба­калав­ра. Так­же от со­ис­ка­телей тре­бу­ют пре­дос­тавле­ния эс­ки­зов или иных ра­бот для до­каза­тель­ства сво­их твор­ческих спо­соб­ностей и уме­ний.

Эта про­фес­сия тре­бу­ет на­личия кре­атив­ности и тех­ни­чес­ких зна­ний. Вам не­об­хо­димо об­ла­дать силь­но вы­ражен­ным чувс­твом ви­дения кра­соты, цве­та, гар­мо­нии. Ра­бото­дате­ли обыч­но ожи­да­ют, что вы бу­дете знать CAD-сис­те­мы, не опус­кая при этом оче­вид­но­го и не­об­хо­димо­го уме­ния ри­совать. Ди­зай­не­ры обя­затель­но долж­ны по­нимать тех­ни­чес­кие ас­пекты то­го, как те или иные про­дук­ты ра­бота­ют, так­же важ­ную роль всег­да иг­ра­ет порт­фо­лио.
От ди­зай­не­ра тре­бу­ет­ся иметь боль­шое во­об­ра­жение, ком­му­ника­тив­ные спо­соб­ности из­ла­гать и убеж­дать. Пос­коль­ку вку­сы, мо­да и сти­ли ме­ня­ют­ся все быст­рее, вам по­надо­бит­ся пос­то­ян­но быть на пе­редо­вой сов­ре­мен­ных тен­денций и уметь быст­ро ре­аги­ровать на ве­ление вре­мени в сво­ем твор­чест­ве.
Уме­ние ре­шать проб­ле­мы, ра­ботать в оди­ночест­ве и под дав­ле­ни­ем ус­ло­вий – так­же очень важ­ные на­выки в этой ра­боте. В этой про­фес­сии дис­ципли­на зна­чит мно­гое.

Так как стра­теги­чес­кое пре­иму­щест­во хо­роше­го ди­зай­на с каж­дым днем иг­ра­ет все воз­раста­ющую роль, от ди­зай­не­ров бу­дут ждать зна­ние ме­недж­мен­та про­ек­тов, бух­галтерс­ко­го де­ла, мар­ке­тин­га, уп­равле­ния ка­чест­вом, про­даж и стра­теги­чес­ко­го пла­ниро­вания. Хо­рошая де­ловая хват­ка и пре­зен­та­ци­он­ные спо­соб­ности яв­ля­ют­ся очень важ­ны­ми на­выка­ми, осо­бен­но для тех, кто ста­нет фри­лан­се­ром или собс­твен­ни­ком сво­его биз­не­са.

Прод­ви­жение, Карьер­ный рост.
На­чина­ющие ди­зай­не­ры обыч­но по­луча­ют воз­можность внут­ри­кор­по­ратив­ных тре­нин­гов и обыч­но тра­тят нес­коль­ко лет на со­вер­шенс­тво­вание сво­их зна­ний, пе­ред тем как по­лучить карьер­ное прод­ви­жение на сво­ей ра­боте. Опыт­ные сот­рудни­ки в боль­ших ком­па­ни­ях мо­гут пре­тен­до­вать на долж­ность глав­но­го ди­зай­не­ра, гла­вы ди­зай­нерс­ко­го де­пар­та­мен­та и дру­гие уп­равлен­ческие по­зиции. Не­кото­рые ди­зай­не­ры ухо­дят в пре­пода­ватель­скую де­ятель­ность и транс­ли­ру­ют свои зна­ния в ди­зай­нерс­ких шко­лах, ма­лень­ких кол­леджах или уни­вер­си­тетах.

Гла­ва 4. Ры­нок тру­да.


В 2008 го­ду в США ры­нок пред­ла­гал бо­лее 45 тыс. по­зиций по этой спе­ци­аль­нос­ти. Око­ло 30% ди­зай­не­ров ра­бота­ли на про­из­водс­твен­ных предп­ри­ятиях, 9% в ар­хи­тек­турных или ин­же­нер­ных сту­ди­ях и 8% за­раба­тыва­ли на хлеб, пред­ла­гая спе­ци­али­зиро­ван­ные ди­зай­нерс­кие ус­лу­ги. Ана­лити­ки ожи­да­ют уве­личе­ние спро­са (до 10% до 2018 го­да) на эту про­фес­сию и по­выше­ние кон­ку­рент­ной борь­бы в этой сфе­ре. Те про­фес­си­она­лы, ко­торые бу­дут иметь опыт в ин­же­нер­ном де­ле, зна­ние спе­ци­али­зиро­ван­ных прог­рамм бу­дут иметь боль­шие шан­сы на тру­до­уст­рой­ство. Нуж­да в ди­зай­не­рах бу­дет рас­ти па­рал­лель­но с по­выше­ни­ем спро­са на но­вые или из­ме­нен­ные про­дук­ты. В пер­вую оче­редь при­ходят на ум — сфе­ры элект­ро­ники, ме­дици­ны, транс­пор­та.
Яв­ля­ет­ся по­каза­тель­ным трен­дом так­же и же­лание ком­па­ний за­казы­вать ди­зайн сво­их про­дук­тов в меж­ду­народ­ных ком­па­ни­ях за ру­бежом. Это про­дик­то­вано со­об­ра­жени­ями бюд­же­та и ка­чест­ва.

Кон­ку­рен­ция обе­ща­ет быть ост­рой, т. к. в сфе­ру прив­ле­ка­ют­ся мно­го та­лант­ли­вых и про­фес­си­ональ­ных лю­дей. Боль­шие воз­можнос­ти у про­фес­си­она­лов по­яв­ля­ют­ся в ма­лень­ких спе­ци­али­зиро­ван­ных ди­зай­нерс­ких ком­па­ни­ях при на­личии круп­ных за­казов от про­из­водс­твен­ных фирм, ко­торые в свою оче­редь все ча­ще ста­ра­ют­ся вы­вес­ти эту функ­цию в аут­сорс. Ко­личест­во ра­бочих мест так­же за­висит от сос­то­яния эко­номи­ки, нап­ри­мер, во вре­мя спа­да ком­па­нии мо­гут сок­ра­щать из­держ­ки на исс­ле­дова­ния, раз­ви­тие и раз­ра­бот­ку но­вых про­дук­тов.

Гла­ва 5. До­ходы


Сред­няя за­работ­ная пла­та про­мыш­ленно­го ди­зай­не­ра на За­паде сос­тавля­ет по­ряд­ка 60 тыс. дол­ла­ров США в год. 50% их спе­ци­алис­тов за­раба­тыва­ют в ди­апа­зоне от 40 до 80 тыс. дол­ла­ров в год, 10% до­воль­ству­ют­ся ме­нее 30 тыс. дол­ла­ров, в то вре­мя как дру­гие 10% по­луча­ют бо­лее 100 тыс.

На май 2008 го­да ди­зай­не­ры в сред­нем по­луча­ли (в раз­ре­зе сфер де­ятель­нос­ти):


За­работ­ная пла­та про­мыш­ленно­го ди­зай­не­ра в Ка­захс­та­не ко­леб­лется в сред­нем ди­апа­зоне от 4800 до 32500 дол­ла­ров США в год.