Инженер по транспортировке нефти


Неф­тя­ная от­расль Ка­захс­та­на: од­но из глав­ных нап­равле­ний в эко­номи­ке стра­ны, 10 круп­ней­ших транс­на­ци­ональ­ных ком­па­ний, ты­сячи ра­бот­ни­ков и бо­лее 80 мил­ли­онов тонн за год в ка­чест­ве до­бычи, из ко­торых не долж­но быть из­расхо­дова­но ни од­ной лиш­ней кап­ли. Наш но­вый гость, Бе­рик Му­канов, отс­ле­жива­ющий пос­тавки неф­ти за ру­беж, по­казы­ва­ет нам свою ра­боту из­нутри, расс­ка­зыва­ет о ее плю­сах и ми­нусах и де­лит­ся лич­ным опы­том.

Berik Mukanov

Я – ин­же­нер пуль­та уп­равле­ния по транс­пор­ти­ров­ке неф­ти, и сво­ей про­фес­сии от­дал поч­ти 30 лет, чем очень гор­жусь. Ведь у ме­ня дей­стви­тель­но ин­те­рес­ная, а глав­ное, по­лез­ная ра­бота: в мои функ­ции вхо­дит дис­петчерс­кая служ­ба. То есть, ес­ли объяс­нять про­ще, я дол­жен сле­дить за транс­пор­ти­ров­кой неф­ти из Ка­рача­гана­ка до Аты­рау (это при­мер­но 635 ки­ломет­ров), а так­же за ее ка­чест­вом и по­каза­теля­ми па­рамет­ров труб, по ко­торым она про­ходит. Без ин­же­нера не мо­жет осу­щест­вить­ся ни од­на по­дача неф­ти за гра­ницу.

За дис­петчерс­ким пуль­том я про­вожу по 12 ча­сов, но это не зна­чит, что я прос­то наб­лю­даю за транс­пор­ти­ров­кой. Все обс­то­ит ку­да слож­нее: ин­же­нер пуль­та уп­равле­ния обя­зан сна­чала от­ре­гули­ровать по­дачу неф­ти, ее дав­ле­ние и тем­пе­рату­ру. Эти па­рамет­ры я отс­ле­живаю по спе­ци­аль­ной шка­ле, и ес­ли они пе­рехо­дят за ниж­ние или выс­шие по­каза­тели, пе­реда­ча неф­ти идет мед­леннее, чем сле­ду­ет. А зна­чит, я дол­жен пе­ренаст­ро­ить все па­рамет­ры. За­тем я прос­матри­ваю ре­зуль­та­ты из хи­мичес­кой ла­бора­тории – каж­дые 4 ча­са спе­ци­аль­ная груп­па хи­миков сни­ма­ет с неф­ти про­бу и про­водит ана­лизы на со­от­ветс­твие меж­ду­народ­ным стан­дартам, ведь из Аты­рау нефть в Но­ворос­сий­ск, от­ку­да ее отп­ра­вят в аме­риканс­кие и ев­ро­пей­ские ком­па­нии. Ре­зуль­та­ты ана­лизов иг­ра­ют важ­ную роль в транс­пор­ти­ров­ке неф­ти – ес­ли сос­тав хоть чуть-чуть не со­от­ветс­тву­ет тре­бова­ни­ям, я со­об­щаю об этом спе­ци­аль­ной груп­пе, ко­торая про­ведет до­пол­ни­тель­ную об­ра­бот­ку.

Так­же я дол­жен сле­дить за сос­то­янием труб – вре­мя от вре­мени они за­бива­ют­ся: па­рафин отк­ла­дыва­ет­ся на стен­ках, и ди­аметр су­жа­ет­ся, по­это­му важ­но про­водить спе­ци­аль­ную очист­ку тру­боп­ро­вода, скреб­ко­вание.

Дру­гой мо­ей обя­зан­ностью яв­ля­ет­ся слеж­ка за не­закон­ной врез­кой в неф­тепро­вод (сог­ласно ста­тис­ти­ке, в год на восс­та­нов­ле­ние про­вода пос­ле врез­ки ухо­дит 36 мил­ли­онов тен­ге; чис­ло вре­зок в раз­личных ком­па­ни­ях варьиру­ет­ся от 7 до 131 в год – прим. авт.). Ко­неч­но, есть спе­ци­аль­ные сис­те­мы, ко­торые сок­ра­ща­ют не­санк­ци­они­рован­ное вме­шатель­ство в 9 раз, од­на­ко за не­кото­рыми врез­ка­ми не­об­хо­димо сле­дить лич­но. По­это­му ин­же­нер дол­жен все вре­мя сво­ей ра­боты наб­лю­дать за па­рамет­ра­ми пуль­та и подс­чи­тывать рас­хожде­ние по­каза­телей.

По­мимо это­го, в мои оп­ции вхо­дит ра­бота при ава­рий­ных слу­ча­ях – тут важ­но уметь вов­ре­мя сре­аги­ровать. Ес­ли воз­никнет чрез­вы­чай­ная си­ту­ация, я обя­зан не­мед­ленно оп­ре­делить, где про­изош­ла по­лом­ка, и ос­та­новить по­дачу неф­ти, то есть по воз­можнос­ти свес­ти роз­лив неф­ти до ми­ниму­ма, ведь он вред­но вли­яет на ок­ру­жа­ющую сре­ду. За­тем на­до опо­вес­тить спе­ци­аль­ную груп­пу, что­бы она оце­пила мест­ность, и на­селе­ние не от­ра­вилось се­рово­доро­дом.

К счастью, за все го­ды мо­ей ра­боты не про­изош­ло ни од­ной серьез­ной ава­рии, где бы при­годи­лись все эти дей­ствия. Од­на­ко я го­тов к лю­бым ЧС – мы нес­коль­ко раз в ме­сяц про­водим уче­ния по тех­ни­ке бе­зопас­ности.

Berik Mukanov 2Ес­ли го­ворить о дос­то­инс­твах и не­дос­татках мо­ей ра­боты, нач­ну, по­жалуй, с ми­нусов. Ибо в мо­ей про­фес­сии он один – это па­губ­ное вли­яние ве­ществ на ор­га­низм. Не сек­рет, что се­рово­дород опа­сен, од­на­ко ес­ли соб­лю­дать все пра­вила пре­дос­то­рож­ности и сле­дить за здо­ровьем, все проб­ле­мы сво­дят­ся к ну­лю. За­то плю­сов в неф­тя­ной от­расли пре­дос­та­точ­но: во-пер­вых, это ве­дущая сфе­ра Ка­захс­та­на. Во-вто­рых, в дан­ной сфе­ре всег­да мож­но най­ти ра­боту – сей­час про­ис­хо­дит за­меще­ние иност­ран­ных сот­рудни­ков ка­захс­тан­ски­ми (прог­рамма на­ци­она­лиза­ции кад­ров на неф­тя­ных от­раслях вы­пол­не­на на 69% — прим. авт.). В-третьих, сред­няя зарп­ла­та неф­тя­ника сос­тавля­ет 2000 дол­ла­ров. И, на­конец, в-чет­вертых, в на­шей от­расли ог­ромные шан­сы для карьер­но­го рос­та – ком­па­нии всег­да по­ощ­ря­ют са­мых ак­тивных сот­рудни­ков, под­би­ра­ют для них об­ра­зова­тель­ные се­мина­ры и прог­раммы об­ме­на опы­том за ру­бежом, я сам при­нимал учас­тие в них и мо­гу лич­но сви­детель­ство­вать об их ка­чест­ве и эф­фектив­ности.

Для тех, кто хо­чет свя­зать свое про­фес­си­ональ­ное бу­дущее с неф­тя­ной ин­дуст­ри­ей, со­ветую по­лучить хо­рошее об­ра­зова­ние. Оно иг­ра­ет важ­ную роль – сам я учил­ся в Рос­сий­ском Го­сударс­твен­ном Уни­вер­си­тете Неф­ти и Га­за име­ни И. М. Губ­ки­на. Но ку­да важ­нее опыт – про­верить все по­лучен­ные зна­ния на прак­ти­ке не­об­хо­димо с са­мого на­чала ра­боты. Лич­но я спе­ци­аль­но пер­вый год про­рабо­тал сле­сарем, что­бы уз­нать всю тех­ни­ку из­нутри: опи­сания тех­но­логий в учеб­ни­ках и ПТБ – это од­но, но уме­ние об­ра­щать­ся с ни­ми – сов­сем дру­гое. Так что со­ветую сна­чала поп­ро­бовать ра­боту на за­воде. И, ко­неч­но же, ну­жен хо­роший анг­лий­ский – но не пе­режи­вай­те, в лю­бой неф­тя­ной ком­па­нии есть ко­ман­да про­фес­си­ональ­ных пе­ревод­чи­ков, и они всег­да по­могут вам, ес­ли воз­ни­ка­ют проб­ле­мы в об­ще­нии с иност­ран­ны­ми кол­ле­гами.

Да­нара Кур­ма­нова
© Es­say.kz
Пе­ре­пе­чат­ка ма­те­ри­алов на­ше­го пор­та­ла воз­мож­на при соб­лю­де­нии на­ших пра­вил