Стэнфордский Университет (Stanford University)

logoОс­но­ван­ный же­лез­но­дорож­ным маг­на­том, се­нато­ром США и быв­шим мэ­ром Ка­лифор­нии Ли­лан­дом Стэн­фордом и его суп­ру­гой, Стэн­форд­ский Уни­вер­си­тет но­сит имя их единс­твен­но­го сы­на Ли­лан­да Стэн­форда млад­ше­го, ко­торый вне­зап­но умер от ти­фа пе­ред сво­им со­вер­шенно­лети­ем. Ро­дите­ли ре­шили пост­ро­ить уни­вер­си­тет в па­мять о сво­ем сы­не, и Ли­ланд ска­зал суп­ру­ге, что от­ны­не «все де­ти Ка­лифор­нии бу­дут счи­тать­ся на­шими деть­ми».

Стэн­форд, бу­дучи част­ным исс­ле­дова­тель­ским уни­вер­си­тетом, на­ходит­ся в од­но­имен­ном го­роде Стэн­форд, штат Ка­лифор­ния на тер­ри­тории 3 ты­сяч гек­та­ров (са­мый боль­шой по тер­ри­тории уни­вер­си­тет ми­ра) в 60 ки­ломет­рах от го­рода Сан-Фран­циско и мест­ные жи­тели час­то на­зыва­ют его «Фер­мой» (The Farm), так как кам­пус уни­вер­си­тета рас­по­лага­ет­ся на быв­шей кон­ной фер­ме име­ния Стэн­фордов.

Уни­вер­си­тет пе­режи­вал фи­нан­со­вые труд­ности пос­ле смер­ти сво­его ос­но­вате­ля в 1893 го­ду, бо­лее то­го боль­шинс­тво зда­ний кам­пу­са раз­ру­шилось пос­ле зем­летря­сения 1906 го­да в Сан-Фран­циско. В 1919 го­ду бу­дущий пре­зидент США, вы­пуск­ник и рек­тор Стэн­форда Гер­берт Гу­вер ос­но­вал при уни­вер­си­тете инс­ти­тут по ос­ве­щению вой­ны и ми­ра, а рек­тор Фре­дерик Тер­ман ока­зывал под­держ­ку предп­ри­нима­тель­ско­му ду­ху пре­пода­вате­лей и вы­пуск­ни­ков уни­вер­си­тета для соз­да­ния са­модос­та­точ­ной мест­ной про­мыш­леннос­ти. Ини­ци­ати­ва и под­держ­ка Тер­ма­на впос­ледс­твии при­вели к соз­да­нию зна­мени­той Си­лико­новой До­лины в шта­те Ка­лифор­ния. К 1970 го­ду в сте­нах Стэн­форда раз­ра­бота­ли ли­ней­ный ус­ко­ритель (один из че­тырех ис­ходных уз­лов AR­PA­NET), а так­же бы­ли про­веде­ны фун­да­мен­таль­ные исс­ле­дова­ния в элект­ро­нике. Пре­пода­вате­ли и вы­пуск­ни­ки Стэн­форда ос­но­вали та­кие ли­диру­ющие и из­вест­ные ком­па­нии как Hew­lett-Pac­kard, Elect­ro­nic Arts, Sun (Stan­fordU­niver­si­tyNet­work) Mic­ro­sys­tems, Yahoo!, Cis­co Sys­tems и Go­og­le.

Уни­вер­си­тет сос­то­ит из се­ми школ, вклю­чая шко­лы гу­мани­тар­ных и ес­тест­вен­ных на­ук, на­уки о зем­ле, а так­же спе­ци­али­зиро­ван­ные шко­лы биз­не­са, об­ра­зова­ния, тех­ни­ки, пра­ва и ме­дици­ны. Еже­год­но в уни­вер­си­тет пос­ту­па­ют око­ло 6,600 сту­ден­тов-ба­калав­ров и 12,000 ас­пи­ран­тов. Стэн­форд яв­ля­ет­ся од­ним из ос­новных уч­ре­дите­лей Ас­со­ци­ации Аме­риканс­ких Уни­вер­си­тетов и в 2009 го­ду по­лучил 1.15 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров США для исс­ле­дова­ний и 12.6 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров США в свой фонд под­держ­ки.

Очень ха­рак­терна для уни­вер­си­тетс­кой ат­мосфе­ры ис­то­рия т. н. Фей­сбук клас­са (Fa­cebo­ok Class). Про­фес­сор Стэн­форда м-р Фог (B.J. Fogg) од­нажды при­думал и дал B.J.Fogg за­дание сту­ден­там на од­ной из сво­их лек­ций: «Ок. пар­ни. Вот Ва­ше до­маш­нее за­дание. Соз­дай­те ин­тернет при­ложе­ние, зас­тавь­те лю­дей поль­зо­вать­ся им, да­лее пов­то­рите этот цикл сно­ва». Бы­ла осень 2007 го­да и про­фес­сор Фог тог­да не мог и пред­по­лагать во что выльет­ся этот экс­пе­римент. 75 сту­ден­тов (по­лучив­шие в пос­ледс­твии наз­ва­ние «Фей­сбук класс») раз­де­лив­шись на 3 ко­ман­ды соз­да­ли бесп­лат­ные при­ложе­ния для Фей­сбу­ка. Спус­тя не­кото­рое вре­мя при­ложе­ни­ями поль­зо­валось уже 16 мил­ли­онов поль­зо­вате­лей, что прив­лекло вни­мание рек­ла­мода­телей. «Очень ско­ро, вспо­мина­ет Йоахим Де Лам­бер (Jo­ac­him De Lom­ba­er, сей­час 23 го­да), мы с нес­коль­ки­ми мо­ими друзьями за­раба­тыва­ли 3,000 дол­ла­ров в сут­ки. Да­лее мы соз­да­ли ком­па­нию, ко­торую по­том у нас ку­пили за 6-знач­ную циф­ру». За толь­ко 1 се­местр Фей­сбук класс за­рабо­тал 1 мил­ли­он дол­ла­ров и по­ложил ко­нец (и на­чало) карьере бо­лее 20 про­фес­со­ров и сту­ден­тов, ко­торые бро­сили свою уче­бу и ра­боту в уни­вер­си­тете и на­чали раз­ви­вать биз­нес. На­чалась эпо­ха но­вого ви­да предп­ри­нима­тель­ства в се­ти, ко­торая се­год­ня уже из­вест­на всем и име­ет мно­го боль­ше ис­то­рий ус­пе­ха, чем та, о ко­торой мы ус­пе­ли расс­ка­зать здесь.

Po­int to ins­pi­re: Com­mence­ment spe­ech at Stan­ford gi­ven by Ste­ve Jobs


Взгляд из­нутри

Ес­кендир Ка­сенов, BSc in Com­pu­ter Sci­en­ce, Stan­ford Uni­ver­si­ty

Yeskendir KassenovЯ за­кон­чил ка­захс­ко-ту­рец­кий ли­цей в Ас­та­не, сам из Сан­дыкта­ус­ко­го района. В ли­цее по­казы­вал хо­рошие ре­зуль­та­ты по ус­пе­ва­емос­ти, осо­бен­но в точ­ных на­уках ма­тема­тике и фи­зике (участ­во­вал в олим­пи­адах по ма­тема­тике). Как толь­ко оп­ре­делил­ся с же­лани­ем учить­ся за ру­бежом, выб­рал США и не­дол­го ду­мая, стал со­бирать до­кумен­ты для учас­тия в кон­курсе «Бо­лашак». Ме­ня выб­ра­ли и я по­ехал в Ми­чиган на язы­ковые кур­сы. От­ту­да я ре­шил ид­ти ва-банк, тем бо­лее, что уро­вень у ме­ня вро­де был «за­чот­ный», и по­дал за­яв­ку в 8 из 11 то­повых тех­но­логи­чес­ких ВУ­Зов Аме­рики на спе­ци­аль­ность Com­pu­ter Sci­en­ce. В MIT и Car­ne­gie Mel­lon мои до­кумен­ты за­ин­те­ресо­вали, я был приг­ла­шен на оч­ное ин­тервью, на та­кие ин­тервью мож­но и не хо­дить, но по­сеще­ние по­выша­ет Ва­ши шан­сы. В МИТ я не про­шел, а в Car­ne­gie был пос­тавлен в вейт-лист. Так­же в вейт-лист я был пос­тавлен в Uni­ver­si­ty of Mi­chigan-Ann Ar­bor. В Cal­Tech и Cor­nell мне от­ка­зали, а вот Pur­due, Uni­ver­si­ty of Il­li­no­is Ur­ba­na Cham­pa­ign сра­зу выс­ла­ли свои офе­ры. Но по­лучив эти приг­ла­шения я ждал ре­зуль­та­та расс­мот­ре­ния ко­мис­си­ей Стэн­форда, т. к. этот уни­вер­си­тет был мо­им вто­рым по при­ори­тет­ности же­лания пос­ле MIT.

На­конец, я по­лучил одоб­ре­ние и выб­рал его. Сей­час учусь в Стэн­форде. Здесь от­личная удоб­ная по­года. Сне­га не бы­ва­ет, зи­мой +15, ле­том не­жар­ко. Сам го­род изо­лиро­ван от круп­ных ме­гапо­лисов, что идет на поль­зу уче­бе. Учить­ся здесь очень слож­но. Очень мно­гое нуж­но ус­пе­вать и это при том, что рас­пи­сание мож­но сос­тавлять са­мому, приб­ли­жать его к мак­си­маль­но удоб­но­му для се­бя фор­ма­ту У ме­ня, нап­ри­мер, па­ры на­чина­ют­ся в 10 или 11 ут­ра. Встаю бы­ва­ет позд­но, но за­то час­то не сплю ночью, так как нуж­но ос­ва­ивать боль­шие объемы ин­форма­ции. Сей­час 7 ут­ра, я еще не спал, нап­ри­мер. Днем или позд­но ве­чером вык­ра­иваю па­ру ча­сов для сна, что­бы восс­та­новить­ся.

Еще, что мне нра­вит­ся тут – это сис­те­ма qu­ar­ter’ов (чет­вертей) вмес­то се­мест­ров – их у нас 3 в год: autumn, win­ter, spring; и есть воз­можность вы­бирать боль­ше пред­ме­тов. Но вдо­бавок к тре­бова­ни­ям по спе­ци­аль­нос­ти, тут мно­го GER – ge­neral edu­cati­onal re­qu­ire­ments – ко­торые на­целе­ны на рас­ши­рение кру­гозо­ра итд. и вклю­ча­ют та­кие пред­ме­ты как Writng, Int­ro­duc­ti­on to Hu­mani­ti­es, Edu­cati­on for Ci­tizens­hip. Мой лю­бимый пред­мет – Com­pu­ter Or­ga­niza­ti­on and Sys­tems. Там мы бесп­рес­танно прог­рамми­ру­ем на С.

Из ин­те­рес­ных про­фес­со­ров от­ме­тил бы г-на Meh­ran Sa­hami. Он пре­пода­вал нам осенью ос­но­вы прог­рамми­рова­ния, а сей­час по­мога­ет оси­ливать пред­мет Те­ория Ве­ро­ят­ности. Ве­дет очень ве­село, неп­ри­нуж­денно расс­ка­зыва­ет при­мене­ние Те­ории в ай­ти-ин­дуст­рии. За­ража­ешь­ся его эн­ту­зи­аз­мом. Во­об­ще боль­шая ака­деми­чес­кая наг­рузка ком­пенси­ру­ет­ся хо­рошей сту­ден­ческой ат­мосфе­рой, мно­го хо­роших ре­бят. Здесь до­воль­но ин­терна­ци­ональ­ный сос­тав: Ази­атов и Ев­ро­пей­цев (по 30%), Аф­ро­аме­рикан­цев (20%), иност­ран­цев око­ло 15% в об­щем. Од­нажды эти хо­рошие ве­селые ре­бята за­суну­ли ме­ня в одеж­де под душ. Был мой день рож­де­ния. Вот так с хо­хотом, мок­рые мы на­чали его справ­лять. Здесь это ста­рая тра­диция та­щить име­нин­ни­ков в душ.

Ну а ес­ли о серьез­ном, го­тов­лю плат­форму для сво­ей бу­дущей лет­ней прак­ти­ки здесь. Пла­нирую на­чать рас­сы­лать ре­зюме в ком­па­нии для про­хож­де­ния прак­ти­ки. Они на­зыва­ют это in­tern­ship, прак­ти­ка длит­ся где-то 10–12 не­дель и очень по­лез­на для луч­ше­го по­нима­ния рын­ка и сов­ре­мен­но­го ды­хания IT-ин­дуст­рии.

Во­об­ще я силь­но ощу­щаю, что вы­рос за вре­мя уче­бы здесь. Стал мно­го учить­ся. Нам­но­го боль­ше из се­бя вы­жимаю и ус­ва­иваю на еди­ницу вре­мени. Тем кто хо­чет учить­ся здесь, я очень ре­комен­дую Стэн­форд. Здесь из Вас сде­ла­ют про­фи, это на­вер­ня­ка. Для пос­тупле­ния же­латель­но иметь боль­ше 100 бал­лов по TO­EFL. По SAT я не имел вы­соких бал­лов, но, воз­можно, здесь де­ла­ют скид­ки на то, что иност­ра­нец, по сек­ци­ям Cri­tical Re­ading and Wri­ting. Но мо­жет это единс­твен­ный слу­чай «диск­ри­мина­ции», ко­торой здесь в це­лом нет ни­какой (ни пря­мой, ни об­ратной).

Очень рад, что Ва­ше Агентство де­ла­ет та­кую ра­боту, очень на­де­юсь, что мой опыт ко­му-ни­будь по­может.




>> На­зад к уни­вер­си­тетам Аме­рики
>> На­зад к спис­ку уни­вер­си­тетам по стра­нам