Главная страница карта сайта печать

Видео интервью


Дру­гие ин­тервью

Анонс

Отк­ры­та ус­лу­га mock in­tervi­ew! Го­товы ли Вы к ин­тервью с при­ем­ной ко­мис­си­ей?

далее »

Примеры эссе

HR Management
Мне всег­да нра­вилось ра­ботать с людь­ми, по­это­му еще в шко­ле я оп­ре­дели­ла для се­бя эту сте­зю. Это, дей­стви­тель­но, очень ин­те­рес­но по­нять внут­ренние цен­ности че­лове­ка, его стрем­ле­ния, це­ли. По­нима­ние лю­дей есть ключ к дос­ти­жению эф­фектив­ности их ра­боты. Далее…

Интервью с сотрудниками центра "Билим - Центральная Азия"

Мы пред­ла­га­ем Ва­шему вни­манию ин­тервью, ко­торое нам лю­без­но да­ли сот­рудни­ки Об­ра­зова­тель­но­го Цент­ра «Би­лим – Цент­раль­ная Азия» в ли­це ис­полни­тель­но­го ди­рек­то­ра цент­ра г-жи Лей­лы Еды­гено­вой, ру­ково­дите­ля сти­пен­ди­аль­ных прог­рамм цент­ра г-жи Ла­рисы Гор­бу­новой и кон­суль­тан­та по об­ра­зова­нию за ру­бежом цент­ра г-жи Гуль­наз Иса­хано­вой.

- Здравс­твуй­те. В на­чале на­шего раз­го­вора поз­воль­те поб­ла­года­рить Вас за то, что сог­ла­сились уде­лить свое вре­мя на­шему про­ек­ту и это­му ин­тервью.

На­чать свое ин­тервью я хо­тел бы не с цент­ра Би­лим, а с Вас, Лей­ла Ну­ри­ев­на. Как и ког­да Вы приш­ли в центр Би­лим, учи­лись ли Вы за ру­бежом?

Лей­ла Еды­гено­ва – Кон­суль­та­ци­он­ный Центр по об­ра­зова­нию за ру­бежом был ос­но­ван в 1995 го­ду в рам­ках Фон­да Со­рос Ка­захс­тан. В этом Цент­ре я ра­ботаю с 1999 го­да. В те го­ды у ка­захс­тан­цев был очень ог­ра­ничен­ный дос­туп к ин­форма­ции об об­ра­зова­нии за ру­бежом, по­это­му мис­си­ей ра­боты та­кого ро­да цент­ров бы­ло пре­дос­тавле­ние точ­ной и объек­тивной ин­форма­ции о воз­можнос­ти по­лучить об­ра­зова­ние в США. Бы­ли отк­ры­ты нес­коль­ко цент­ров в круп­ных го­родах Ка­захс­та­на, та­ких как Ал­ма­ты, Шым­кент, Ка­раган­да, Ак­то­бе, и ра­зуме­ет­ся в Ас­та­не. (сей­час мы предс­тав­ле­ны толь­ко в 3х го­родах). По об­ра­зова­нию я хи­мик и до по­луче­ния по­зиции ко­ор­ди­нато­ра в Цент­ре ра­бота­ла на­уч­ным сот­рудни­ком в Ака­демии На­ук. За­рубеж­но­го об­ра­зова­ния у ме­ня нет.

- Чем был центр тог­да и чем он яв­ля­ет­ся сей­час?

Лей­ла Еды­гено­ва – Как я уже го­вори­ла, с са­мого на­чала кон­суль­та­ци­он­ные цент­ры по об­ра­зова­нию за ру­бежом пре­дос­тавля­ли лю­дям точ­ную и объек­тивную ин­форма­цию о воз­можнос­тях по­луче­ния об­ра­зова­ния в США. Кро­ме то­го, мы ад­ми­нист­ри­рова­ли сти­пен­ди­аль­ные прог­раммы по об­ра­зова­нию за ру­бежом. Наш Центр впер­вые ор­га­низо­вал Яр­марку «Об­ра­зова­ние за ру­бежом» в Ка­захс­та­не, впер­вые про­вел Лет­нюю Шко­лу для школь­ни­ков «Как по­лучить об­ра­зова­ние за ру­бежом». В 2004 го­ду мы от­де­лились от Фон­да Со­рос Ка­захс­тан и соз­да­ли ка­захс­тан­скую неп­ра­витель­ствен­ную не­ком­мерчес­кую ор­га­низа­цию Об­ра­зова­тель­ный Центр «Би­лим — Цент­раль­ная Азия», мис­си­ей ко­торой яв­ля­ет­ся прод­ви­жение и под­держ­ка ре­форм, спо­собс­тву­ющих ин­тегра­ции Цент­раль­ной Азии в меж­ду­народ­ное об­ра­зова­тель­ное прост­ранс­тво. Наш Центр сос­то­ит из го­лов­но­го цент­ра в Ал­ма­ты и двух ре­ги­ональ­ных в Ка­раган­де и Шым­кенте. Мы так­же кон­суль­ти­ру­ем же­ла­ющих по­лучить об­ра­зова­ние за ру­бежом, те­перь вклю­чая США и Ев­ро­пу, ад­ми­нист­ри­ру­ем сти­пен­ди­аль­ные прог­раммы, не толь­ко для Ка­захс­та­не, но и для Уз­бе­кис­та­на. Кро­ме то­го, имея ог­ромную ар­мию вы­пуск­ни­ков на­ших за­рубеж­ных прог­рамм, мы осу­щест­вля­ем с их по­мощью раз­личные об­ра­зова­тель­ные про­ек­ты, спо­собс­тву­ющие ре­фор­мам в об­ласти выс­ше­го об­ра­зова­ния в Ка­захс­та­не. Те­перь мы тес­но ра­бота­ем с Ми­нис­терс­твом Об­ра­зова­ния РК в об­ласти ор­га­низа­ции за­рубеж­ных тре­нин­гов для Луч­ших Пре­пода­вате­лей Го­да, а так­же для ма­гист­ран­тов ка­захс­тан­ских ву­зов.

Ла­риса Гор­бу­нова – Сра­зу до­бав­лю, что наш центр ад­ми­нист­ри­ру­ет боль­шое ко­личест­во сти­пен­ди­аль­ных прог­рамм. Это прог­раммы ма­гист­ра­туры и PhD в Бри­танс­ких, Фран­цузс­ких, Не­мец­ких уни­вер­си­тетах, а так­же в Цент­раль­но-Ев­ро­пей­ском Уни­вер­си­тете (г. Бу­дапешт). Гран­ты пред­ла­га­ют­ся раз­личны­ми уни­вер­си­тета­ми, меж­ду­народ­ны­ми ор­га­низа­ци­ями, пра­витель­ства­ми стран ЕС и т. д. Наш Центр, как ад­ми­нист­ра­тор прог­рамм, не име­ет от­но­шения к про­цес­су от­бо­ра, ко­торый осу­щест­вля­ет­ся са­мими за­пад­ны­ми уни­вер­си­тета­ми. Мы про­водим кон­суль­та­ци­он­ную под­держ­ку, пе­ресы­ла­ем па­кеты до­кумен­тов, яв­ля­ем­ся свя­зу­ющим зве­ном меж­ду за­яви­теля­ми и гран­то­дате­лями.

- Ла­риса Дмит­ри­ев­на, расс­ка­жите, по­жалуй­ста, по­под­робнее о прог­раммах?

Ла­риса Гор­бу­нова – Сти­пен­ди­аль­ные прог­раммы ох­ва­тыва­ют как обу­чение (ма­гист­ра­тура и PhD), исс­ле­дова­тель­ские на­уч­ные прог­раммы, так и тре­нин­ги. Прог­рамм на по­луче­ние сте­пени ба­калав­ра у нас нет. Что ка­са­ет­ся спе­ци­аль­нос­тей, то это дис­ципли­ны со­ци­аль­но- гу­мани­тар­но­го нап­равле­ния. По на­шим прог­раммам мож­но по­лучить не толь­ко пол­ное фи­нан­си­рова­ние, но за­час­тую во­об­ще уни­каль­ную воз­можность. Это в пол­ной ме­ре от­но­сит­ся, нап­ри­мер, к ме­дицинс­кой прог­рамме. Мы ад­ми­нист­ри­ру­ем прог­рамму «Заль­цбург­ские ме­дицинс­кие се­мина­ры». Учас­тие в дан­ной прог­рамме поз­во­ля­ет по­лучить уни­каль­ные воз­можнос­ти по по­выше­нию ква­лифи­кации. Пос­ле учас­тия в не­дель­ном се­мина­ре, ка­захс­тан­ским вра­чам пре­дос­тавля­ет­ся воз­можность ста­жиров­ки в авс­трий­ских и не­мец­ких кли­никах сро­ком от од­но­го до трех ме­сяцев.

Эта прог­рамма яв­ля­ет­ся сов­мест­ной с Ми­нис­терс­твом Здра­во­ох­ра­нения РК. Мы на­ходим­ся в пос­то­ян­ном сот­рудни­чест­ве и с дру­гими го­сударс­твен­ны­ми ор­га­нами. Боль­шим плю­сом яв­ля­ет­ся то, что в прог­рамме мо­жет участ­во­вать лю­бой ме­дицинс­кий спе­ци­алист, будь он част­ни­ком или бюд­жетни­ком, ра­ботай он в обыч­ной район­ной по­лик­ли­нике или яв­ля­ясь на­уч­ным исс­ле­дова­телем. Прог­рамма дос­тупна для всех.

В пос­леднее вре­мя мы отк­ры­ва­ем но­вые уз­коспе­ци­али­зиро­ван­ные прог­раммы для пре­пода­вате­лей и ма­гист­ран­тов. Это ста­жиров­ки на 7–14 дней в из­вест­ных уни­вер­си­тетах стран Ев­ро­пей­ско­го Со­юза. Им чи­та­ют­ся лек­ции по выб­ранным те­мати­кам, про­водят­ся се­мина­ры.

- И как мно­го лю­дей по­да­ют за­яв­ки на учас­тие в прог­раммах? Во­об­ще лю­ди зна­ют о та­ких воз­можнос­тях?

Лей­ла Еды­гено­ва – Мы пе­чата­ем на­шу ин­форма­цию в га­зетах, про­водим т. н. рек­ру­тин­го­вые по­езд­ки, участ­ву­ем в выс­тавках и дру­гих об­ра­зова­тель­ных ме­роп­ри­ятиях, сот­рудни­ча­ем с мест­ны­ми уни­вер­си­тета­ми, кро­ме это­го наш веб-сайт яв­ля­ет­ся ак­тивным инс­тру­мен­том, пос­то­ян­но по­пол­ня­ет­ся. Че­рез наш вэб сайт мы про­водим бесп­лат­ную рас­сылку с ин­форма­ци­ей не толь­ко о на­ших сти­пен­ди­ях, но и во­об­ще о гран­то­вых воз­можнос­тях по об­ра­зова­нию за ру­бежом для ка­захс­тан­цев, в ба­зе ко­торой на­ходит­ся бо­лее 15 тыс. под­писчи­ков. Но, тем не ме­нее, на­до конс­та­тиро­вать, что на­ша ин­форма­ция мог­ла бы иметь и боль­шую эф­фектив­ность и дос­ти­жение це­левой ауди­тории. В це­лом, на­вер­ное, эти проб­ле­мы при­сущи во­об­ще ин­форма­ци­он­но­му кру­го­обо­роту в об­щест­ве. Дос­тигнуть уз­на­ва­емос­ти, по­нима­ния, эф­фекта дос­ти­жения ауди­тории мож­но лишь при очень ак­тивной и аг­рессив­ной те­лерек­ла­ме, что для нас не­дос­тупно.

Ла­риса Гор­бу­нова – Я час­то про­ез­жаю ми­мо КИ­МЭПа, УМБ – они час­то про­водят день отк­ры­тых две­рей, ви­сят объяв­ле­ния, но у ме­ня есть ощу­щение, что це­левая ауди­тория все та­ки не по­луча­ет нуж­ной ин­форма­ции и вов­ре­мя. Где-то в этом ви­новат и наш мен­та­литет, ко­торый зас­тавля­ет ро­дите­лей ду­мать о гря­дущем вы­боре уни­вер­си­тета и спе­ци­аль­нос­ти толь­ко в предд­ве­рии окон­ча­ния их деть­ми шко­лы. Ана­логич­ная си­ту­ация и со сту­ден­та­ми, за­кан­чи­ва­ющи­ми уни­вер­си­тета­ми и же­ла­ющи­ми обу­чать­ся в ма­гист­ра­туре. На мой взгляд, этот воп­рос дол­жен ре­шать­ся как ро­дите­лями, так и са­мими школь­ни­ками и сту­ден­та­ми, за­дол­го до окон­ча­ния шко­лы или уни­вер­си­тета.

- Да, я знаю, что на За­паде, в шко­лах при­сутс­тву­ют спе­ци­алис­ты по вы­бору про­фес­сии (ca­re­er co­un­se­lors), ко­торые всег­да дос­тупны для школь­ни­ков и в лю­бую ми­нуту го­товы под­держать, по­бесе­довать, нап­ра­вить, по­мочь ра­зоб­рать­ся, разъяс­нить те­кущую си­ту­ацию на рын­ке. Они по­мога­ют оп­ре­делить­ся с про­фес­си­ей и, со­от­ветс­твен­но, с бу­дущим не­об­хо­димым об­ра­зова­ни­ем.

Ла­риса Гор­бу­нова – У нас, к со­жале­нию, та­кого нет. На­де­ем­ся, что в на­ших шко­лах бу­дут та­кие спе­ци­алис­ты, а так­же уни­вер­си­теты бу­дут ак­тивнее ра­ботать с вы­пуск­ни­ками школ.

- Кста­ти, го­воря о пре­дос­тавля­емых, бу­дем го­ворить пря­мо, аме­риканс­ких день­гах, на по­выше­ние об­ра­зова­ния и ква­лифи­кации на­ших граж­дан, нас­коль­ко пра­вомоч­ной яв­ля­ет­ся пред­по­ложе­ние о пост­ро­ен­ных ка­налах вы­качи­вания «моз­гов» из стра­ны. Очень мно­гие, я уве­рен, от­но­сят­ся к по­доб­ным цент­рам и фон­дам с пре­дубеж­де­ни­ем, имен­но на этой поч­ве.

Лей­ла Еды­гено­ва – Это аб­со­лют­но бе­зос­но­ватель­ная до­гад­ка. До­норс­кая по­мощь в по­доб­ном клю­че ве­лась раз­ви­тыми стра­нами за­дол­го до то­го, как она ста­ла пред­ла­гать­ся здесь. Сна­чала в сво­их ко­лони­ях, за­тем даль­ше в мир. До­норс­кие ор­га­низа­ции стре­мят­ся по­мочь соз­дать отк­ры­тое об­щест­во, сво­бод­ное и мо­биль­ное, где воз­мо­жен сво­бод­ный об­мен зна­ни­ями. Т. е. прог­раммы име­ют целью все-та­ки не «увез­ти» от­сю­да по­тен­ци­аль­но ин­теллек­ту­аль­но цен­ную мо­лодежь, а на­обо­рот, под­держать ее, для даль­ней­шей боль­шей от­да­чи их тру­да и та­лан­тов в на­шей стра­не. Эту дек­ла­рацию под­держи­ва­ет тот факт, что по ус­ло­ви­ям прог­раммы на­ши парт­не­ры хо­тели бы, что­бы на­ши вы­пуск­ни­ки и мо­лодые уче­ные возв­ра­щались об­ратно в Ка­захс­тан. Т. е. на­шу ра­боту бу­дут кри­тико­вать, ес­ли со­ис­ка­тели бу­дут ос­та­вать­ся в США или в Ев­ро­пе. С гор­достью, мо­жем ска­зать, что про­цент возв­ра­щения сре­ди на­ших сти­пен­ди­атов сос­тавля­ет 100%. Та­кой ста­тис­ти­ки, к со­жале­нию, мы не наб­лю­да­ем в Уз­бе­кис­та­не, ко­торый то­же ку­риру­ем. Там очень час­то лю­ди ста­ра­ют­ся ос­тать­ся и не возв­ра­щать­ся до­мой.

- А как же ус­ло­вия до­гово­ра? Есть ли у Вас та­кое по­нятие как «за­лог»?

Ла­риса Гор­бу­нова – Нет, аб­со­лют­но. Мы ста­ра­ем­ся не ог­ра­ничи­вать сво­боду вы­бора лю­дей, ко­торые хо­тят по­лучить до­пол­ни­тель­ное об­ра­зова­ние. При этом во вре­мя кон­суль­та­ции и под­го­тов­ки, мы, бе­зус­ловно, ста­ра­ем­ся про­паган­ди­ровать важ­ность возв­ра­щения и при­мене­ния при­об­ре­тен­ных на­выков и зна­ний здесь, на бла­го ро­дины – Ка­захс­та­на, тем бо­лее, что в этом за­ин­те­ресо­ваны все (как спон­си­ру­ющие ор­га­низа­ции, так и мы са­ми). Циф­ры го­ворят о том, что нам дей­ствен­но уда­ет­ся вли­ять на лю­дей, они возв­ра­ща­ют­ся и ра­бота­ют здесь.

- По­нят­но, возв­ра­ща­ясь к со­ис­ка­телям, те, ко­торые все-та­ки уз­на­ют о прог­раммах и на­ходят Вас и при­ходят. Как мно­го из них уез­жа­ют?

Ла­риса Гор­бу­нова – Здесь на­до ска­зать, что уез­жа­ют нем­но­го. И глав­ной при­чиной то­му – не­уме­ние мо­лодых лю­дей пра­виль­но сфор­му­лиро­вать свою цель и пре­зен­то­вать се­бя.

- Хо­рошо, да­вай­те су­зим воп­рос. Что нуж­но, что­бы прой­ти кон­курс на по­луче­ние той или иной сти­пен­дии? Ка­ким нуж­но быть, что уметь или знать?

Ла­риса Гор­бу­нова – Пер­вое и са­мое важ­ное – со­ис­ка­тель дол­жен знать че­го он хо­чет. Вы долж­ны знать че­го хо­тите до­бить­ся, для че­го Вам нуж­но об­ра­зова­ние, ка­кое об­ра­зова­ние, где и по­чему имен­но вэ­том уни­вер­си­тете, Вы хо­тите учить­ся. Вто­рым по важ­ности фак­то­ром – яв­ля­ет­ся Ва­ше эс­се. Аб­со­лют­ное боль­шинс­тво кан­ди­датов не уме­ют пи­сать эс­се, боль­шинс­тво не уме­ет гра­мот­но и эф­фект­но вы­ражать свои мыс­ли на бу­маге. Для это­го мы про­водим еже­недель­ные бесп­лат­ные тре­нин­ги по на­писа­нию эс­се, кро­ме это­го для школь­ни­ков у нас есть прог­рамма «Лет­ний ла­герь» (плат­ная). Мы про­водим эту прог­рамму в ла­герях для школь­ни­ков, в те­чение 10 дней де­ти пог­ру­жа­ют­ся в ат­мосфе­ру анг­лий­ской ре­чи, по­луча­ют ин­форма­цию об аме­риканс­кой сис­те­ме об­ра­зова­ния, про­ходят тре­нин­ги по на­писа­нию эс­се. Ну и пос­ледним важ­ней­шим фак­то­ром для по­луче­ния сти­пен­дии яв­ля­ет­ся Ва­ше зна­ние анг­лий­ско­го язы­ка. На­до приз­нать, что уро­вень вла­дения анг­лий­ским язы­ком не яв­ля­ет­ся дос­та­точ­ным для обу­чения в за­рубеж­ных уни­вер­си­тетах, боль­шинс­тву сту­ден­тов нуж­но уси­лен­но за­нимать­ся изу­чени­ем язы­ка.

- Ка­кова про­цеду­ра по­луче­ния сти­пен­дии?

Ла­риса Гор­бу­нова — Мы про­водим кон­суль­та­цию, да­лее по­мога­ем пра­виль­но соб­рать не­об­хо­димый па­кет до­кумен­тов, этот па­кет от­сы­ла­ет­ся в уни­вер­си­тет, пре­дос­тавля­ющий сти­пен­дию, там и про­ис­хо­дит от­бор кан­ди­датов. Пос­ле про­хож­де­ния пер­вой ста­дии, уни­вер­си­теты при­сыла­ют нам спис­ки сту­ден­тов, ко­торых они приг­ла­ша­ют на ин­тервью в г. Ал­ма­ты. Ин­тервью, обыч­но, про­водят предс­та­вите­ли за­рубеж­ных ВУ­Зов, ко­торые спе­ци­аль­но при­ез­жа­ют к нам для от­бо­ра сту­ден­тов. Пос­ле про­хож­де­ния ин­тервью сда­ет­ся офи­ци­аль­ный язы­ковый тест (IELTS, TO­EFL), и уже по сум­ме всех ре­зуль­та­тов, про­из­во­дит­ся окон­ча­тель­ный от­бор. Весь про­цесс учас­тия в кон­курсе на по­луче­ние гран­тов за­нима­ет 7–8 ме­сяцев. По обу­чению в аме­риканс­ких ВУ­Зах под­робнее Вам расс­ка­жет наш кон­суль­тант по об­ра­зова­нию за ру­бежом Гуль­наз Иса­хано­ва.

- Хо­рошо, толь­ко Гуль­наз, да­вай­те пост­ро­им ди­алог не толь­ко в рам­ках сти­пен­ди­аль­ных прог­рамм, но и в об­щем раз­ре­зе уче­бы в США. Как и с чем ее едят, что на­зыва­ет­ся.

Гуль­наз Иса­хано­ва — США по­разит Вас ог­ромным вы­бором уни­вер­си­тетов на лю­бой вкус и на лю­бые зап­ро­сы. Их там бо­лее 4000. Впе­чат­ля­ет, не прав­да ли? По­это­му проб­ле­ма вы­бора уни­вер­си­тета яв­ля­ет­ся не та­кой прос­той для ре­шения, как это мо­жет по­казать­ся на пер­вый взгляд. По этой при­чине, я бы сна­чала об­ра­тила вни­мание тех, кто пла­ниру­ет учить­ся в США на нес­коль­ко важ­ных мо­мен­тов:

1. Акк­ре­дита­ция. В США нет ми­нис­терс­тва об­ра­зова­ния, как у нас. Об­ра­зова­ни­ем там за­нима­ет­ся один де­пар­та­мент. Нет ли­цен­зий на об­ра­зова­тель­ную де­ятель­ность, в при­выч­ном для нас по­нима­нии это­го сло­ва. Вмес­то это­го уни­вер­си­теты по­луча­ют акк­ре­дита­цию. При­чем су­щест­ву­ет мно­жест­во акк­ре­дити­ру­ющих ор­га­низа­ций, и мож­но по­лучить раз­ре­шение от од­ной ор­га­низа­ции, мож­но от нес­коль­ких, а мож­но не по­лучить ее вов­се и при этом спо­кой­но ра­ботать. По­это­му важ­но по­нимать и вни­матель­но изу­чать этот фак­тор при вы­боре уни­вер­си­тета. Акк­ре­дита­ция вли­яет на рей­тин­ги, прес­тиж и, ра­зуме­ет­ся, ка­чест­во об­ра­зова­ния в дан­ном уни­вер­си­тете.

2. Ге­ог­ра­фичес­кая ло­кация. Это то­же очень важ­но, т. к. здесь речь идет о кли­мате, о ску­чен­ности лю­дей. Ко­му-то про­тиво­пока­зано быть близ мо­ря, кто-то «не­пере­вари­ва­ет» ме­гапо­лисы и т. д. Так­же рас­по­ложе­ние уни­вер­си­тета вли­яет и на сто­имость обу­чения там, точ­нее про­жива­ния. В круп­ных го­родах жизнь до­роже, со­от­ветс­твен­но в ма­лень­ких го­род­ках все про­ще.

3. Фи­нан­со­вая сто­рона. Ес­ли го­ворить о ба­калав­ри­ате, сто­имость в сред­нем сос­тавля­ет 19–20 тыс. дол­ла­ров в год, т. е. по­ряд­ка 80 тыс. дол­ла­ров за все обу­чение. При­бавь­те к это­му еще 10 000 дол. в год на про­жива­ние. Мне до­велось по­бывать на тре­нин­гах в 5 раз­личных уни­вер­си­тетах, по­это­му я мо­гу сос­та­вить приб­ли­зитель­ную сред­нюю кар­ти­ну. Она та­кая. По­думай­те, от­ку­да и как Вы бу­дете фи­нан­си­ровать свое обу­чение? От­дель­но хо­чу ска­зать о т. н. scho­lars­hips. Это гран­ты, ко­торые да­ют са­ми уни­вер­си­теты не­кото­рым сту­ден­там, пре­иму­щест­вен­но аме­риканс­ким граж­да­нам, и нуж­но быть очень вы­да­ющим­ся пре­тен­дентом, что­бы иметь шанс по­лучить фи­нан­со­вую ком­пенса­цию для сво­его обу­чения. Гран­ты бы­ва­ют Me­rit ba­sed, Ne­ed ba­sed, Sport sco­lars­hip еще час­то да­ют фи­нан­со­вую по­мощь сту­ден­там, по­мога­ющим пре­пода­вате­лям в их исс­ле­дова­тель­ской ра­боте в ла­бора­тори­ях, на лек­ци­ях и т. д. (Te­ac­hing as­sistanc­ship), обыч­но для gra­du­ates and PhD. Те, кто име­ет спор­тивные дан­ные и дос­ти­жения на спор­тивной аре­не, мо­гут участ­во­вать в уни­вер­си­тетс­ких спор­тивных ко­ман­дах и расс­чи­тывать на грант. Но при этом ака­деми­чес­кие дан­ные все рав­но иг­ра­ют боль­шую роль.

- Как про­ис­хо­дит про­цесс по­дачи за­яв­ле­ния на пос­тупле­ние в ВУЗ?

Гуль­наз Иса­хано­ва – Сна­чала Вы за­пол­ня­ете он­лайн ан­ке­ту, да­лее оп­ла­чива­ете app­li­cati­on fee, при­лага­ете эс­се (кри­тич­ный фак­тор в ус­пе­хе), ре­комен­да­тель­ные пись­ма, транс­крипт или ко­пию дип­ло­ма, ре­зуль­та­ты тес­тов. Все это отп­рав­ля­ет­ся в уни­вер­си­тет. Да­лее при ус­пешном про­хож­де­нии кон­курса, Вам вы­сыла­ет­ся фор­ма I -20, с ней иде­те в по­соль­ство. Би­лет, по­лет, все.

- Ка­кие со­веты мо­жете дать по на­писа­нию эс­се?

Гуль­наз Иса­хано­ва. — Са­мый глав­ный мой со­вет во­об­ще – это вни­матель­ное и от­ветс­твен­ное от­но­шение к дед­лай­нам. Что ка­са­ет­ся эс­се – я от­ме­чу, что в США при­ветс­тву­ет­ся во­лон­терс­кий опыт. Там дей­ству­ет це­лая ин­дуст­рия во­лон­терс­тва, по­это­му та­кой опыт стан­дартен, при­вычен, и ожи­да­ем от со­ис­ка­телей. Ста­рай­тесь участ­во­вать в доб­ро­воль­ных про­ек­тах и расс­ка­зывай­те о них в сво­ем эс­се кро­ме все­го про­чего.

- Ну что же, мне ос­та­ет­ся толь­ко поб­ла­года­рить всех участ­ни­ков на­шего имп­ро­визи­рован­но­го ин­тервью и Об­ра­зова­тель­ный Центр «Би­лим-Цент­раль­ная Азия» за то, что Вы есть и за то, что Вы де­ла­ете свою по­лез­ную и важ­ную ра­боту. С на­деж­дой и го­тов­ностью к даль­ней­ше­му сот­рудни­чест­ву при­ношу бла­годар­ность от все­го кол­лекти­ва на­шего Агентства. Боль­шое спа­сибо за уде­лен­ное вре­мя!