Главная страница карта сайта печать

Видео интервью


Дру­гие ин­тервью

Анонс

Отк­ры­та ус­лу­га mock in­tervi­ew! Го­товы ли Вы к ин­тервью с при­ем­ной ко­мис­си­ей?

далее »

Примеры эссе

HR Management
Мне всег­да нра­вилось ра­ботать с людь­ми, по­это­му еще в шко­ле я оп­ре­дели­ла для се­бя эту сте­зю. Это, дей­стви­тель­но, очень ин­те­рес­но по­нять внут­ренние цен­ности че­лове­ка, его стрем­ле­ния, це­ли. По­нима­ние лю­дей есть ключ к дос­ти­жению эф­фектив­ности их ра­боты. Далее…

Глава приемной комиссии университета Вандербилт (США) дает советы по поступлению в ВУЗ

В дан­ном ви­део (текст ни­же) гос­по­дин Дуг­лас Хрис­ти­ан­сен, гла­ва при­ем­ной ко­мис­сии Уни­вер­си­тета Ван­дербилт (Van­derbilt Uni­ver­si­ty, США), бо­лее 20 лет возг­лав­ля­ющий при­ем­ные ко­мис­сии част­ных и го­сударс­твен­ных уни­вер­си­тетов США, де­лит­ся сво­ими наб­лю­дени­ями и да­ет со­веты по пос­тупле­нию в за­пад­ные ВУ­Зы. Мы на­де­ем­ся, эта ин­форма­ция по­может на­шим по­сети­телям луч­ше по­нять проб­ле­мы и ви­дение лю­дей, си­дящих по ту сто­рону сто­ла.


1. По­мимо мо­их оце­нок, что ещё я мо­гу сде­лать для улуч­ше­ния мо­их шан­сов быть при­нятым в хо­роший уни­вер­си­тет?

Пом­ни­те, де­ло не толь­ко в учеб­ной под­го­тов­леннос­ти. Важ­но, нас­коль­ко вы вов­ле­чены в мест­ную об­щест­вен­ную жизнь, нас­коль­ко вы вов­ле­чены в жизнь сво­ей шко­лы, в ка­ких клу­бах, ор­га­низа­ци­ях и внек­ласс­ных ме­роп­ри­ятиях вы при­нима­ли учас­тие, что вы прив­несли сво­им учас­ти­ем, был ли ваш вклад по­ложи­тель­ным. Это дол­жен быть не прос­то спи­сок «Я сос­то­ял в двад­ца­ти клу­бах». Мы пред­почли бы уви­деть школь­ни­ка, участ­во­вав­ше­го в де­ятель­нос­ти мень­ше­го ко­личест­ва ор­га­низа­ций, но пос­вя­тив­ше­го се­бя ка­кому-то нап­равле­нию и при­нес­ше­го по-нас­то­яще­му зна­чимый вклад в свою жизнь и жиз­ни дру­гих лю­дей, не­важ­но на ка­ком поп­ри­ще, в от­ли­чие от кан­ди­дата с длин­ным спис­ком клу­бов, в ко­торых он сос­то­ял, но по-нас­то­яще­му он был ак­ти­вен. С дру­гой сто­роны, вы мог­ли быть ме­нее вов­ле­чены в школь­ные ме­роп­ри­ятия, но очень ак­тивны в ка­ком-ни­будь конк­рет­ном об­щест­вен­ном де­ле, ска­жем, в об­ласти здра­во­ох­ра­нения или за­щиты ок­ру­жа­ющей сре­ды. Так, вы, воз­можно, сот­рудни­ча­ете с мест­ны­ми про­фес­си­ональ­ны­ми или неп­ра­витель­ствен­ны­ми ор­га­низа­ци­ями — не­важ­но, ка­кими. По­доб­ное учас­тие, за­ин­те­ресо­ван­ность и ста­рание из­ме­нить что-то к луч­ше­му—на лю­бом поп­ри­ще—вот, что мы вы­соко оце­нива­ем. Ва­жен не пред­мет ин­те­реса, а же­лание ух­ва­тить­ся за что-ни­будь и ид­ти впе­ред в выб­ранном нап­равле­нии. Мы ищем бу­дущих сту­ден­тов, ко­торые взя­ли на се­бя от­ветс­твен­ность за что-ли­бо и при­нес­ли по­ложи­тель­ный вклад в своё де­ло, ра­бота­ющие над чем-то с энер­ги­ей и страст­ным ув­ле­чени­ем, не прос­то хо­роших уче­ников. Нуж­но пом­нить, что на­ша цель, как и в дру­гих элит­ных уни­вер­си­тетах, по­доб­ных Ван­дербилт, сос­то­ит в том, что­бы соз­дать не та­кое со­об­щест­во, где все за­няты од­ним де­лом (что бы­ло бы чрез­вы­чай­но скуч­но!), а где каж­дая при­ходя­щая лич­ность обо­гаща­ет но­вый класс сво­ей не­пов­то­римой ин­ди­виду­аль­ностью.

2. Нас­коль­ко важ­ны учас­тие во внек­ласс­ных ме­роп­ри­ятиях и спор­тивные дос­ти­жения при по­даче до­кумен­тов в уни­вер­си­тет?

Пом­ни­те, что ког­да мы го­ворим об учас­тии во внек­ласс­ных ме­роп­ри­ятиях, мы не име­ем в ви­ду 95 клу­бов. Их мо­жет быть все­го нес­коль­ко; важ­но, как вы участ­во­вали. Так, нап­ри­мер, вы очень хо­тели бы быть в ка­кой-ни­будь прог­рамме, но не мог­ли ре­али­зовать­ся в рам­ках шко­лы. Что вы наш­ли вза­мен в сво­ем районе, где-ни­будь поб­ли­зос­ти или что-то в этом ро­де? По­тому что та­кой род ак­тивнос­ти ва­жен, и вы долж­ны учи­тывать раз­личные ва­ри­ан­ты са­море­али­зации. Мы так­же расс­мат­ри­ва­ем та­кой мо­мент, что, до­пус­тим, в шко­ле—не люб­лю да­вать циф­ры, но здесь мож­но для при­мера—до­пус­тим, в шко­ле учат­ся толь­ко 60 или 70 уче­ников в па­рал­ле­ли, тог­да мы долж­ны учи­тывать раз­ни­цу меж­ду дан­ной си­ту­ацией и шко­лой, где в па­рал­ле­ли 800 уче­ников. В по­доб­ном срав­не­нии мы луч­ше по­нима­ем осо­бен­ности ва­шей шко­лы. Та­ким об­ра­зом, уче­ник в шко­ле мо­жет быть вов­ле­чен толь­ко в па­ре ве­щей по прос­той при­чине, что ее ма­лень­кие раз­ме­ры не поз­во­ля­ют боль­ше­го раз­но­об­ра­зия. Или на­обо­рот, за­час­тую боль­шие шко­лы ог­ра­ничи­ва­ют ко­личест­во ос­новных внек­ласс­ных ор­га­низа­ций, в ко­торых уче­ник мо­жет быть чле­ном од­новре­мен­но, в то вре­мя как в шко­ле по­мень­ше по­доб­ная разб­ро­сан­ность ин­те­ресов уче­ников не­об­хо­дима для нор­маль­но­го функ­ци­они­рова­ния внек­ласс­ной жиз­ни. Ины­ми сло­вами, мы расс­мат­ри­ва­ем обе сто­роны дан­но­го воп­ро­са. Что дей­стви­тель­но важ­но, так это вы, ва­ша за­яв­ка, ваш ха­рак­тер, как мы се­бе его предс­тав­ля­ем при ре­шении воп­ро­са о за­чис­ле­нии, а не ва­ше по­ложе­ние по от­но­шению к дру­гим.

3. Как сто­ит го­товить­ся к на­писа­нию соп­ро­води­тель­но­го пись­ма в уни­вер­си­тет? Что ес­ли я не луч­ший пи­сатель?

Ког­да я об­ща­юсь с аби­тури­ен­та­ми, мой бо­лее чем 20-лет­ний опыт ра­боты во всех сфе­рах выс­ше­го об­ра­зова­ния поз­во­ля­ет мне дать со­вет, ко­торый очень ва­жен — будь­те иск­рен­ни. Пой­ми­те, мы хо­тим ус­лы­шать о вас, о том, ка­кой вы есть на са­мом де­ле. То есть, нам не ин­те­рес­ны от­ве­ты ва­ших школь­ных со­вет­ни­ков, учи­телей, ма­мы, па­пы, ба­буш­ки с де­душ­кой, или ко­го-ли­бо еще, ко­го вы мог­ли поп­ро­сить про­верить ва­ше со­чине­ние на смысл, струк­ту­ру, грам­ма­тику. Не пой­ми­те неп­ра­виль­но, это важ­ные мо­мен­ты, и часть ко­манд­ной ра­боты се­год­ня сос­то­ит в том, что­бы ис­поль­зо­вать по­доб­ную по­мощь для улуч­ше­ния ре­зуль­та­тов. Од­на­ко, сно­ва ис­хо­дя из сво­его опы­та, чле­ны при­ем­ной ко­мис­сии всег­да смо­гут уло­вить под­вох, ес­ли со­чине­ние на­писа­но кем-то, но не са­мим уче­ником. Оно мо­жет не со­от­ветс­тво­вать ин­форма­ции в ре­комен­да­тель­ных пись­мах, или не со­от­ветс­тво­вать сти­лю уче­ника в дру­гих пись­мен­ных об­разцах, оно мо­жет про­тиво­речить дан­ным о внек­ласс­ных ме­роп­ри­ятиях, быть поп­росту слиш­ком за­ум­ным или глу­боким по со­дер­жа­нию для 17-лет­не­го под­рост­ка. Ко­неч­но же, есть уче­ники с за­меча­тель­ны­ми пи­сатель­ски­ми спо­соб­ностя­ми, 17-лет­ние под­рост­ки с не­харак­терной для это­го воз­раста глу­биной мыш­ле­ния. Од­на­ко та­кие чер­ты обыч­но про­яв­ля­ют­ся во всем, что мы чи­та­ем по дан­но­му кан­ди­дату, а не как в си­ту­ации, ког­да до­кумен­ты го­ворят об од­ном, а по­том со­чине­ние вы­лета­ет из об­щей кар­ти­ны о че­лове­ке. Пос­та­рай­тесь, что­бы это бы­ло прав­ди­вым расс­ка­зом о том, кто вы есть на са­мом де­ле. И поз­воль­те по­яс­нить, по­чему это так важ­но. Прав­ди­вость нуж­на нам не толь­ко са­ма по се­бе, хо­тя это край­не важ­но. Вы долж­ны осоз­нать, что так же важ­но по­пасть в уни­вер­си­тет, ко­торый вам по-нас­то­яще­му под­хо­дит, в ко­тором ва­ши та­лан­ты мо­гут быть пол­ностью раск­ры­ты. И ес­ли вы пи­шите как бы не от се­бя, ес­ли в соп­ро­води­тель­ном пись­ме мы не ви­дим Вас, воз­можно, что мы при­мем кан­ди­дата, для ко­торо­го поль­зы от уче­бы здесь бу­дет ма­ло. Эти со­чине­ния яв­ля­ют­ся не инс­тру­мен­том от­се­ва, а ме­рилом схо­жес­ти на­шей уни­вер­си­тетс­кой сре­ды и ва­шими силь­ны­ми сто­рона­ми. Ина­че вы мо­жете ока­зать­ся в мес­те, ко­торое вам не под­хо­дит, и в этом кро­ет­ся ре­аль­ная опас­ность.

4. Я хо­чу взять клас­сы по прог­рамме уг­лублен­но­го изу­чения пред­ме­тов в шко­ле, но сом­не­ва­юсь, что по­лучу «пя­тёр­ки». Сто­ит ли всё рав­но их брать?

Это воп­рос на мил­ли­он, ко­торый мне за­да­ют пос­то­ян­но. Да­вай­те нем­но­го абс­тра­гиру­ем­ся и по­гово­рим о ба­лан­се и рис­ке, по­тому что это и кро­ет­ся в су­ти воп­ро­са. Нам нуж­ны сту­ден­ты, ко­торые ищут ин­теллек­ту­аль­но­го вы­зова и не идут по лег­ко­му пу­ти. Ска­зав все это, од­на­ко, дол­жен приз­нать, что, нес­мотря на уро­вень слож­ности ва­шей учеб­ной прог­раммы, ва­ши по­каза­тели долж­ны быть хо­роши­ми. Здесь ва­жен ба­ланс. Ес­ли во вре­мя уче­бы — сно­ва при­вожу при­мер — у вас бы­ла воз­можность взять слож­ные кур­сы, а вы их не взя­ли, но в ито­ге за­кон­чи­ли с от­личны­ми по­каза­теля­ми, та­кая кар­ти­на бу­дет не в ва­шу поль­зу. По­тому что в та­ком слу­чае воз­никнут воп­ро­сы об уров­не ва­шей ака­деми­чес­кой под­го­тов­ки. Итак, ба­ланс ва­жен, вы долж­ны ис­кать ин­теллек­ту­аль­ных ис­пы­таний и знать, что за­цик­ли­вать­ся на оцен­ках---пом­ни­те, это все­го лишь один из фак­то­ров, ко­торые мы при­нима­ем во вни­мание. Мы смот­рим на об­щую кар­ти­ну. Та­ким об­ра­зом, мой со­вет: бе­ритесь за прог­рамму пос­ложнее. Не­кото­рые шко­лы, осо­бен­но част­ные шко­лы, да­же не де­ла­ют по­доб­но­го раз­ли­чия меж­ду прог­рамма­ми. Они го­ворят, что все их клас­сы идут по ус­ложнен­ной прог­рамме, что не яв­ля­ет­ся проб­ле­мой, так как это бу­дет от­ра­жено в до­кумен­тах от шко­лы. Что мы ищем, это ког­да че­ловек ух­ва­тыва­ет вся­чес­кие воз­можнос­ти сво­его по­ложе­ния. Это не зна­чит, что ес­ли в шко­ле да­ют­ся 10 кур­сов по уни­вер­си­тетс­кой прог­рамме, вы возь­ме­те все 10. На­де­юсь, этот от­вет зас­та­вит вас за­думать­ся о пра­виль­ном ба­лан­се в наг­рузке. Од­на­ко, ес­ли взяв слож­ные кур­сы, вы их про­вали­те, мы нач­нем сом­не­вать­ся в ва­шей спо­соб­ности при­нимать пра­виль­ные ре­шения, при­дя к вы­воду, что вам, ско­рее все­го, важ­нее, что­бы этот курс по­пал в та­бель, а не по­луче­ние зна­ний по пред­ме­ту. То есть, ба­ланс ва­жен. И это по­мога­ет нам су­дить о зре­лос­ти кан­ди­датов.

5. Как уни­вер­си­теты уз­на­ют о раз­ме­ре и ка­чест­ве об­ра­зова­ния мо­ей шко­лы?

Уни­вер­си­тета Ван­дербилт---во всех уни­вер­си­тетах, где я ра­ботал или с ко­торым сот­рудни­чал, тре­бу­ет от пос­ту­па­ющих офи­ци­аль­ную свод­ку об их шко­ле. В дан­ной свод­ке со­дер­жится пе­речень пред­ме­тов, пред­ла­га­емых в дан­ном учеб­ном за­веде­нии, уро­вень их слож­ности, ко­личест­во пред­ме­тов уни­вер­си­тетс­ко­го уров­ня, ста­тис­ти­ка о пос­тупле­нии уча­щих­ся в ВУ­Зы пос­ле окон­ча­ния шко­лы. Мы расс­мат­ри­ва­ем сред­ние по­каза­тели, все ста­тис­ти­чес­кие дан­ные и кри­вые, про­цент­ные со­от­но­шения, ран­го­вые по­каза­тели, по­тому что нам нуж­но вы­явить уро­вень кон­ку­рен­ции в школь­ной сре­де. Все по­тому, что сре­да в од­ном учеб­ном за­веде­нии мо­жет силь­но от­ли­чать­ся от сре­ды в дру­гом учеб­ном за­веде­нии, и здесь мы на­чина­ем по­нимать, что сред­ний балл 4,0 в од­ной шко­ле мо­жет не со­от­ветс­тво­вать та­кому же бал­лу в дру­гой. Учи­тыва­ет­ся школь­ная прог­рамма, ее слож­ность…

6. Как я мо­гу хоть час­тично умень­шить стресс, свя­зан­ный с про­цес­сом пос­тупле­ния в уни­вер­си­тет?

Ког­да я об­ща­юсь с аби­тури­ен­та­ми, я всег­да спра­шиваю о тех шко­лах, ку­да они пла­ниру­ют по­давать до­кумен­ты. И мне вы­да­ют как ми­нимум 5 школ, в ко­торых, ка­кую ни возь­ми, уче­ник ни­как не про­иг­ра­ет. Нам в Со­еди­нен­ных Шта­тах по­вез­ло иметь од­ну из силь­ней­ших об­ра­зова­тель­ных сис­тем ми­ра. По­это­му, ког­да школь­ник да­ет мне спи­сок сво­их 5 школ, спра­шивая со­вета, вол­ну­ясь о пра­виль­нос­ти вы­бора, я всег­да го­ворю: «Ну, во-пер­вых, в об­ра­зова­тель­ном пла­не вы ни в од­ном из этих уни­вер­си­тетов не про­иг­ра­ете. Во-вто­рых, в пла­не внек­ласс­ной жиз­ни, прес­ти­жа – то­же не про­иг­ра­ете.» И здесь сно­ва зат­ра­гива­ет­ся воп­рос пра­виль­нос­ти вы­бора шко­лы, ког­да вид­но, в ка­кой сре­де ваш та­лант бу­дет ре­зони­ровать, где ваш вклад бу­дет по-нас­то­яще­му зна­чим, где вы мо­жете стать ак­тивным чле­ном сту­ден­чест­ва—все это важ­но. Что час­то про­ис­хо­дит, од­на­ко—и тут мой со­вет, дей­стви­тель­но, мо­жет по­мочь из­бе­жать не­кото­рого стрес­са—аби­тури­ен­ты за­час­тую уст­ра­ивают чуть ли не пуб­личное об­сужде­ние всех 29 уни­вер­си­тетов, в ко­торые они на­мере­ны по­дать до­кумен­ты. Тог­да, ког­да по ка­кой-ли­бо при­чине вы не за­чис­ля­етесь, лю­ди, ко­торых я на­зываю аби­тури­ент­ски­ми зе­вака­ми, на­чина­ют шеп­тать­ся, га­дать. Это ва­ша жизнь и ваш вы­бор! Ког­да я ви­жу школь­ни­ков и их ро­дите­лей—а ча­ще все­го, это де­ла­ют имен­но ро­дите­ли—пос­тупле­ние их де­тей ста­новит­ся рек­ламным прос­пектом в об­ще­нии со зна­комы­ми из ка­кого-ни­будь клу­ба или кол­ле­гами по ра­боте. Нуж­но ис­кать под­хо­дящий ва­шим ин­те­ресам уни­вер­си­тет, и ес­ли вы не по­пада­ете в ка­кую-ли­бо из выб­ранных ва­ми школ, не нуж­но сму­щать­ся, сты­дить­ся этой не­уда­чи! Смысл про­цес­са в том, что­бы про­бовать свои си­лы, ис­кать тот са­мый, «ваш» уни­вер­си­тет. По этим при­чинам я со­ветую аби­тури­ен­там быть чуть ме­нее пуб­личным в от­но­шении де­талей сво­их дей­ствий. Еще один мо­мент—опять-та­ки из мо­его опы­та, ка­ким бы он ни был—ког­да пос­ле воп­ро­са о ре­зуль­та­тах тес­та на пос­тупле­ние, вы­пуск­ник да­ет циф­ру, ко­торая на са­мом де­ле за­выше­на на 50 бал­лов. Это нор­маль­ное же­лание при­вирать на пуб­ли­ке, но нуж­но пом­нить, что этот тест все­го лишь один из па­рамет­ров, ко­торые мы учи­тыва­ем, сви­детель­ству­ющий о ва­шем ус­пе­хе в оп­ре­делен­ный день, в оп­ре­делен­ный про­межу­ток вре­мени. Он нам ну­жен для об­ще­наци­ональ­но­го срав­не­ния аби­тури­ен­тов, ис­хо­дящих из раз­ных ре­ги­онов, раз­ных школ, од­на­ко он час­то ста­новит­ся од­ним из ос­новных стрес­со­вых фак­то­ров. Пос­тупле­ние не яв­ля­ет­ся со­рев­но­вани­ем на то, кто боль­ше всех на­берет бал­лов в тес­те. Аб­со­лют­но нет. Это один из па­рамет­ров, и не нуж­но ка­кую-то циф­ру де­лать оп­ре­деле­ни­ем то­го, че­го я стою как че­ловек. Ко­неч­но, хо­чет­ся иног­да, что­бы эти циф­ры бы­ли по­выше. Но это не ума­ля­ет ва­шей цен­ности как уни­каль­но­го и пло­дот­ворно­го че­лове­ка для ва­ших близ­ких и род­ных. Нуж­но учить­ся де­лать раз­ли­чие: ес­ли мне бы­ло от­ка­зано, это не по­тому, что Дин Крис­ти­ан­сен пло­хой че­ловек, а по­тому, что при­ем­ной ко­мис­сии по­каза­лось, что уни­вер­си­тет и я друг дру­гу не под­хо­дим—вот раз­ни­ца. И ес­ли это не­пони­мание гло­жет че­лове­ка, си­ту­ация мо­жет стать до­воль­но серьез­ной, вплоть до ре­шения по­кон­чить с жизнью или до по­пыт­ки са­мо­убий­ства. Я имею в ви­ду, кри­тичес­ки важ­но, что­бы вы уме­ли от­де­лить чувс­тво собс­твен­ной зна­чимос­ти от то­го, бы­ли вы при­няты или нет.

7. Мои ро­дите­ли ра­бота­ют на хо­роших ра­ботах, но не от­ло­жили дос­та­точ­но на моё обу­чение в уни­вер­си­тете. Смо­гу ли я по­лучить фи­нан­со­вую по­мощь?

Пер­вое, что я вам от­ве­чу, су­щест­ву­ет столь­ко ми­фов о том, по­лучу я фи­нан­со­вую по­мощь или не по­лучу ее, что мой пер­вый со­вет—за­пол­ни­те фор­му фе­дераль­ной прог­раммы фи­нан­со­вой под­держ­ки. Не­кото­рые шко­лы в до­бавок к дан­ной фор­ме еще тре­бу­ют за­пол­не­ния так на­зыва­емой до­пол­ни­тель­ной ан­ке­ты. За­пол­ни­те их. Мне из­вест­но, что не­ред­ка си­ту­ация, ког­да чья-то ма­ма ус­лы­шала, что со­седи не по­лучи­ли бюд­жетных средств, и сра­зу по­шел мыс­ленный про­цесс: «Ага, у нас уро­вень до­хода яв­но вы­ше со­седс­ко­го, а они не по­лучи­ли фи­нан­со­вой под­держ­ки. Тог­да мы точ­но ни­чего не по­лучим.» Пой­ми­те, это бесп­лат­ная, по­луто­рача­совая про­цеду­ра, так что я очень ре­комен­дую за­пол­нить эти фор­мы. Кро­ме то­го, в за­виси­мос­ти от си­ту­ации, аби­тури­ент мо­жет не по­лучить пра­витель­ствен­но­го гран­та или дру­гой под­держ­ки по фе­дераль­ной прог­рамме, но быть под­хо­дящим кан­ди­датом для собс­твен­ных уни­вер­си­тетс­ких прог­рамм. Осо­бен­но, в шко­лах как Ван­дербилт. Мы – один из 25–30 уни­вер­си­тетов по стра­не, ко­торые спо­соб­ны пол­ностью пок­рыть рас­хо­ды нуж­да­ющих­ся сту­ден­тов, бу­дучи, в то же вре­мя, сле­пы к фи­нан­со­вому по­ложе­нию как к кри­терию от­бо­ра. Что это оз­на­ча­ет, так это ес­ли у вас нет средств для обу­чения в на­шем уни­вер­си­тете—что оп­ре­деля­ет­ся по на­шей ме­тодо­логии, а не со слов ро­дите­лей—мы пок­ро­ем раз­ни­цу че­рез вы­дачу гран­тов и кре­дитов. За­пол­не­ние всех форм, по край­ней ме­ре, даст вам предс­тав­ле­ние о том, на что вы мо­жете расс­чи­тывать при пос­тупле­нии. Час­то лю­ди пу­та­ют под­держ­ку от учеб­но­го за­веде­ния с под­держ­кой от го­сударс­тва. В шко­ле ти­па Ван­дербилт сред­не­годо­вой грант на сту­ден­та сос­тавля­ет 30,000 дол­ла­ров. Это мно­го де­нег. Кто-то по­луча­ет боль­ше, кто-то мень­ше—это сред­няя ве­личи­на. Так что по­дай­те на фи­нан­со­вую под­держ­ку и пос­мотри­те, что мо­жете по­лучить. Мо­жет слу­чить­ся, что грант вам не да­дут, но ва­шему вни­манию мо­гут предс­та­вить струк­ту­риро­ван­ную кре­дит­ную сис­те­му, по ко­торой вас бу­дет под­держи­вать ком­би­нация то­го, что вы смо­жете за­рабо­тать в те­чение учеб­но­го го­да, средств, от­ло­жен­ных на обу­чение ва­шими ро­дите­лями, кре­дита с отс­ро­чен­ным сро­ком вып­ла­ты (до окон­ча­ния уни­вер­си­тета) и т. д. Так что, пер­вым де­лом нуж­но по­дать на фи­нан­со­вую по­мощь, а не за­ранее от­го­ворить се­бя от ка­ких-ли­бо дей­ствий. Ко­неч­но, мо­жет слу­чить­ся, что вы ни­чего не по­лучи­те, но за­ранее это­го ведь не уз­нать. И я знаю семьи, ко­торые не вос­поль­зо­вались та­кой воз­можностью, и два го­да спус­тя я спра­шиваю их, по­чему? Так как по­дай они на фи­нан­со­вую под­держ­ку, они бы хоть что-ни­будь, да по­лучи­ли. Но они сде­лали собс­твен­ные вы­воды, в срав­не­нии с со­седом. Пом­ни­те, мно­гие ви­ды фе­дераль­ных и уни­вер­си­тетс­ких прог­рамм при­нима­ют во вни­мание до­ход семьи, ко­личест­во иж­ди­вен­цев, осо­бые обс­то­ятель­ства, ры­ноч­ную сто­имость жилья и дру­гих ак­ти­вов семьи, то есть это слож­ная кар­ти­на, и здесь не­умест­но зак­лю­чение ти­па «ну, они де­нег не по­лучи­ли, зна­чит я то­же ни­чего не по­лучу». Не под­да­вай­тесь та­кому мыш­ле­нию.

8. Всег­да ли част­ные шко­лы до­роже го­сударс­твен­ных?

Слож­но дать од­нознач­ный от­вет на дан­ный воп­рос, так как важ­но расс­мат­ри­вать чис­тую сто­имость для вас, пос­ле оп­ла­ты всех рас­хо­дов. Так, нап­ри­мер, го­сударс­твен­ный ВУЗ мо­жет быть де­шев­ле по сто­имос­ти обу­чения и об­щим рас­хо­дам, но и воз­можнос­тей фи­нан­со­вой под­держ­ки там мень­ше. В то вре­мя как в част­ном ВУ­Зе сто­имость обу­чения вы­ше, но она по­том час­тично пок­ры­ва­ет­ся, ис­хо­дя из уров­ня ва­шего до­хода. Так что иног­да слу­ча­ет­ся, что рас­хо­ды со­из­ме­римы или да­же де­шев­ле учить­ся в част­ной шко­ле. Все за­висит от прог­рамм фи­нан­со­вой под­держ­ки. Вам не­об­хо­димо толь­ко убе­дить­ся, что вы зна­ете и вос­поль­зо­вались все­ми те­ми бесп­лат­ны­ми воз­можнос­тя­ми, о ко­торых мы го­вори­ли ра­нее. Бы­ва­ет, что семьи сми­ря­ют­ся, так ска­зать, с их участью. Уни­вер­си­тет – это воз­можность за­тянуть по­туже ре­мень и из­ме­нить си­ту­ацию. Ес­ли ва­ше по­ложе­ние сей­час та­кое—что бы «та­кое» не зна­чило—и вы пла­ниру­ете дос­тичь оп­ре­делен­ных вер­шин, единс­твен­ный спо­соб ту­да доб­рать­ся – быть пол­ноправ­ным чле­ном со­об­щест­ва уни­вер­си­тетов, ко­торые по­могут вам дос­тичь ва­шей це­ли.

9. Сколь­ко все­го лю­дей за­дей­ство­вано в при­нятии ре­шения о мо­ём за­чис­ле­нии?

Обыч­но—и я мо­гу дать толь­ко крат­кий об­зор про­цеду­ры от­бо­ра в Уни­вер­си­тете Ван­дербилт, хо­тя схо­жая сис­те­ма бу­дет су­щест­во­вать и в по­доб­ных нам уни­вер­си­тетах—сна­чала при­дут до­кумен­ты и про­изой­дет так на­зыва­емое пер­вое их чте­ние. Обык­но­вен­но, этим за­нима­ет­ся ре­ги­ональ­ный ме­нед­жер, или че­ловек, от­ветс­твен­ный за оп­ре­делен­ный ре­ги­он, ко­торый, ско­рее все­го, по­бывал уже в ва­шей шко­ле, мо­жет да­же уже го­ворил с ва­ми лич­но—а мо­жет и нет. Эта ста­дия про­ходит, и та­ким об­ра­зом мы со­бира­ем ин­форма­цию со всей стра­ны. За­тем про­водит­ся вто­рое чте­ние. Ос­но­выва­ясь на за­мет­ках и ком­мента­ри­ях ре­ги­ональ­но­го ме­нед­же­ра, вто­рой чтец ана­лизи­ру­ет до­кумен­ты и, сов­мест­но с пер­вым че­лове­ком, нап­равля­ет зак­лю­чение к стар­ше­му чле­ну при­ем­ной ко­мис­сии, ко­торый вы­носит окон­ча­тель­ный вер­дикт: ли­бо сог­ла­ша­ет­ся с от­ка­зом (ос­тавляя до­кумен­ты на вре­мя, что­бы пос­мотреть, как они впи­шут­ся в об­щую кар­ти­ну по­дан­ных за­яв­ле­ний), ли­бо подт­вер­жда­ет про­хож­де­ние аби­тури­ен­та в спи­сок на за­чис­ле­ние. Од­на­ко, ре­шение не яв­ля­ет­ся офи­ци­аль­ным, по­ка мы не выш­лем со­от­ветс­тву­ющие пись­ма, по­тому что си­ту­ация пос­то­ян­но ме­ня­ет­ся. Так про­ходит третья ста­дия. В ито­ге у нас име­ют­ся три груп­пы до­кумен­тов: груп­па «точ­но за­чис­лить», груп­па «точ­но от­ка­зать» и боль­шая груп­па тех, что по­сере­дине. Тог­да-то и про­ис­хо­дит ин­ди­виду­аль­ное расс­мот­ре­ние фай­лов на об­щем за­седа­нии при­ем­ной ко­мис­сии, где ре­ги­ональ­ный ме­нед­жер до­казы­ва­ет груп­пе из трех че­ловек не­об­хо­димость за­чис­лить то­го или ино­го аби­тури­ен­та. Я пред­се­датель­ствую в ко­мис­сии во вре­мя при­нятия всех ран­них ре­шений пер­вой и вто­рой ста­дии от­бо­ра и еще в позд­ней ста­дии – один из ко­мите­тов, сос­то­ящий из трех че­ловек. (Су­щест­ву­ет еще два – по прос­той при­чине ог­ромно­го ко­личест­ва по­дава­емых за­яв­ле­ний.) Тог­да все до­кумен­ты расс­мат­ри­ва­ют­ся вмес­те и вы, вы пря­мо пе­редо мной уст­но при­води­те до­воды, по­чему мы долж­ны при­нять то­го или ино­го сту­ден­та, а мы, ко­митет, при­нима­ем сов­мест­ное ре­шение: «при­нять» или «от­ка­зать»--или сно­ва за­дер­жать в пач­ке тех, чья участь бу­дет ре­шена ис­хо­дя из об­щей кар­ти­ны о пос­ту­па­ющем клас­се. В кон­це кон­цов та­кие де­ла при­ходят сно­ва ко мне и двум дру­гим кол­ле­гам в при­ем­ной ко­мис­сии на пов­торное расс­мот­ре­ние.

10. Как выб­рать к ко­му об­ра­тить­ся с прось­бой на­писать мне ре­комен­да­тель­ные пись­ма?

Мы хо­тели по­лучить пись­ма от тех, кто мо­жет расс­ка­зать об аби­тури­ен­те, кто ви­дел его взрос­ле­ние за ка­кой-то пе­ри­од вре­мени, ко­торый мо­жет по­делить­ся ка­ким-ни­будь наб­лю­дени­ем о че­лове­ке, его ха­рак­те­ре, ин­те­ресах, опы­те и т. д. Так, ес­ли это учи­тель ма­тема­тики или на­уч­ной дис­ципли­ны, он мо­жет расс­ка­зать о том, как, нап­ри­мер, вы спра­вились с оп­ре­делен­ным на­уч­но-исс­ле­дова­тель­ским про­ек­том, пре­одо­лели что-ли­бо, ру­ково­дили груп­пой од­нокласс­ни­ков или что-ни­будь в этом ро­де. В от­ли­чии от пись­ма с со­дер­жа­ни­ем ти­па «ну, он хо­роший че­ловек.» «Хо­роше­го че­лове­ка» нам не дос­та­точ­но, зна­ете ли. Это дол­жен быть кто-то, кто вас хо­рошо зна­ет, а не са­мый важ­ный че­ловек, ко­торо­го зна­ете вы.

11. Как че­ловек ос­ве­дом­лённый в де­лах при­ёма аби­тури­ен­тов, ка­кие подс­каз­ки вы мо­жете дать для то­го, что­бы я су­мел про­явить се­бя с луч­шей сто­роны при пос­тупле­нии?

Я бы на ва­шем мес­те сна­чала хо­рошень­ко по­читал про ин­те­ресу­ющие вас уни­вер­си­теты, что­бы вы зна­ли, кто мы та­кие. По­тому что поч­ти во всех воп­ро­сах, ко­торые мы за­да­ем, мы от­части пы­та­ем­ся уз­нать, как хо­рошо вы ос­ве­дом­ле­ны о нас, и это сно­ва возв­ра­ща­ет нас к воп­ро­су, под­хо­дят ли уни­вер­си­тет и аби­тури­ент друг дру­гу. Я бы об­ра­тил вни­мание на та­кие ос­новные ве­щи, как со­дер­жа­ние, струк­ту­ру, грам­ма­тику сво­его соп­ро­води­тель­но­го пись­ма и дру­гих до­кумен­тов. Так­же, я бы еще раз убе­дил­ся в том, что ва­ши со­чине­ния хо­рошо раск­ры­ва­ют вас, не зву­чат как стан­дарт­ный на­бор де­жур­ных фраз, о чем мы уже не раз го­вори­ли. И по­кажи­те свою зре­лость в уме­нии сле­довать инс­трук­ци­ям: ес­ли ска­зано, 500 слов в со­чине­нии, приш­ли­те 500, а не 1000. По­кажи­те свою зре­лость и в вы­боре ре­комен­ду­ющих; та­ких, ко­торые мо­гут ска­зать что-то зна­чимое о вас как о лич­ности, а не ка­ких-ни­будь зна­мени­тос­тей вы или ва­ши ро­дите­ли или со­седи име­ют счастье знать. Вот та­ков мой со­вет. Ес­ли бы это ин­тервью сос­то­ялось рань­ше, до на­чала се­зона пос­тупле­ний—и во­об­ще, я со­ветую уче­никам де­лать это за­дол­го до то­го, как они за­кон­чат шко­лы—мо­жет, в 10 или 11 клас­сах, ког­да они уже оп­ре­дели­лись с 10–20 уни­вер­си­тета­ми, ко­торые их ин­те­ресу­ют—рас­пе­чатай­те их тре­бова­ния к аби­тури­ен­там. Нач­ни­те свою под­го­тов­ку за нес­коль­ко лет рань­ше, подс­мот­рев, че­го тот или иной уни­вер­си­тет ожи­да­ет от пос­ту­па­ющих. Так вам бу­дет лег­че при­нимать ре­шения в де­лах, спо­соб­ных отоб­ра­зить­ся на си­ле ва­шего за­яв­ле­ния на пос­тупле­ние. Од­на­ко, я это го­ворю с ого­вор­кой: не ав­то­мати­зируй­те про­цесс, будь­те чест­ны в сво­их ре­шени­ях. Та­кие вот со­веты. На­пос­ле­док мой лю­бимый при­мер из од­но­го уни­вер­си­тета, где я ра­ботал — у это­го уни­вер­си­тета был со­пер­ник—так вот, в од­ном из школь­ных со­чине­ний, ко­торые мы тог­да расс­мат­ри­вали, аби­тури­ент про­явил се­бя во всей кра­се: за­меча­тель­но на­писа­но, эн­ту­зи­азм и ин­те­рес пе­реда­ны хо­рошо, и за­тем, в пос­леднем аб­за­це, он на­зыва­ет на­шего уни­вер­си­тета-со­пер­ни­ка. Пло­хое ре­дак­ти­рова­ние до­кумен­та… Так что, убе­дитесь, что вы про­вери­ли все ос­новные мо­мен­ты как этот. Есть за­меча­тель­ная функ­ция «най­ти и за­менить»--вос­поль­зуй­тесь ею. И на­пос­ле­док, в про­цес­се расс­мот­ре­ния до­кумен­тов на пос­тупле­ние мы не за­да­ем­ся целью вам от­ка­зать—на­обо­рот! Так как мы пы­та­ем­ся соз­дать со­об­щест­во ин­теллек­ту­аль­ных ис­ка­телей в этом за­меча­тель­ном зда­нии, в этом за­ле пер­во­курс­ни­ка, мы хо­тим при­нять тех, для ко­го этот опыт бу­дет по-нас­то­яще­му це­нен. И ес­ли пос­ле расс­мот­ре­ния до­кумен­тов мы вас не зна­ем, у нас с ва­ми ни­чего не по­лучит­ся.

Trans­crip­ti­on and trans­la­ti­on by Agen­cy Es­say.kz ©

все мне­ния >>