Главная страница карта сайта печать

Видео интервью


Дру­гие ин­тервью

Анонс

Отк­ры­та ус­лу­га mock in­tervi­ew! Го­товы ли Вы к ин­тервью с при­ем­ной ко­мис­си­ей?

далее »

Примеры эссе

HR Management
Мне всег­да нра­вилось ра­ботать с людь­ми, по­это­му еще в шко­ле я оп­ре­дели­ла для се­бя эту сте­зю. Это, дей­стви­тель­но, очень ин­те­рес­но по­нять внут­ренние цен­ности че­лове­ка, его стрем­ле­ния, це­ли. По­нима­ние лю­дей есть ключ к дос­ти­жению эф­фектив­ности их ра­боты. Далее…

Концептуальный взгляд

В ка­чест­ве кон­цепту­аль­но­го взгля­да на про­фес­сию при­лага­ем ин­тервью с очень раз­носто­рон­ним и ин­те­рес­ным на­шим со­оте­чест­вен­ни­ком, ко­торый име­ет боль­шой опыт, зна­ния и свой взгляд в сфе­ре твор­ческих про­фес­сий. Мы на­де­ем­ся эта гла­ва смо­жет вдох­но­вить Вас.

На на­ши воп­ро­сы от­ве­ча­ет Дюй­сен­бай Кар­тов, ху­дож­ник и ар­хи­тек­тор.

Duisen Kartov

Ма­ди Му­каш: Сна­чала хо­чу поб­ла­года­рить Вас за сог­ла­сие по­участ­во­вать в на­шем про­ек­те и это ин­тервью. Пер­вой сво­ей прось­бой я поп­ро­шу Вас из­ло­жить Ва­ше по­нима­ние «ди­зай­на», его ос­новно­го со­дер­жа­ния?

Дюй­сен Кар­тов: Ди­зайн пе­реда­ет, дол­жен пе­реда­вать куль­ту­ру и нра­вы лю­дей. Нап­ри­мер, на­ци­ональ­ный японс­кий ди­зайн мож­но уз­нать сра­зу с зак­ры­тыми гла­зами. Т. е. сра­зу мож­но уви­деть осо­бое от­но­шение, нап­ри­мер, к ма­тери­алу. Япон­цы не кра­сят де­рево, в от­ли­чие от ки­тай­цев, ко­торые пред­по­чита­ют при­давать де­реву цвет, час­то крас­ный. Ка­захи, кста­ти, то­же кра­сят де­рево, вспом­ни­те крас­ные ке­реге в юр­те. По ди­зай­ну мож­но уз­нать о куль­ту­ре, о нра­вах и ду­хе эпо­хе, в ко­торой вещь бы­ла из­го­тов­ле­на. Сло­во ди­зайн приш­ло из анг­лий­ско­го язы­ка, и вош­ло во мно­гие язы­ки ми­ра. Это уди­витель­ный факт, что ни в од­ном язы­ке ми­ра, по край­ней ме­ре, на слу­ху, не обоз­на­чено сво­его сло­ва, оп­ре­деля­юще­го смысл сло­ва «ди­зайн» (с англ. «про­ек­ти­рова­ние»), хо­тя ди­зай­ном за­нима­лись все и во все вре­мена. Ин­дий­скую вещь лег­ко от­ли­чить от японс­кой, а японс­кую от ин­дей­ской. Ин­дей­цы кар­тин не пи­сали, му­зе­ев не стро­или, ба­летом не за­нима­лись. Но где-то свой яр­кий об­лик су­мели соз­дать. Ин­дей­ская одеж­да, ее де­кор, со­вер­шенно сво­еоб­разный. Или ки­тай­цы. Ког­да, нап­ри­мер, го­ворят о ки­тай­ской куль­ту­ре, все как-то сра­зу на­чина­ют лис­тать аль­бо­мы ки­тай­ской жи­вопи­си, вспо­минать чай­ный те­атр, хо­тя куль­ту­ра на­чина­ет­ся сов­сем с дру­гого, воз­можно, с их раз­но­об­разной кух­ни и ут­ва­ри, ко­торая этой кух­не пред­шест­ву­ет. Вспом­ни­те, что у них при­нято по­давать да­же от­дель­ный сто­лик для от­дель­но­го блю­да, ко­торое, как нап­ри­мер, суп идет с де­сят­ком от­дель­ных спе­ци­аль­ных са­латов, от­дель­ных при­боров и т. п. В этом смыс­ле ди­зайн это пря­мое сви­детель­ство о ду­хе на­рода.

М: А ди­зайн ка­захс­ких ве­щей?

Д: Ког­да мы го­ворим о ди­зай­не ка­захс­ких ве­щей, то, нап­ри­мер, уб­ранс­тво юр­ты – это це­лый кос­мос. И ты­сячи и ты­сячи на­ших без­вест­ных во вре­мени ди­зай­не­ров — они соз­да­вали кос­мос ка­захс­кой куль­ту­ры.

М: Юр­та бы­ла на­шим бы­том, это оз­на­ча­ет, что ди­зайн при­сутс­тву­ет вез­де, в пов­седнев­ности. Зна­чит ли, что ди­зайн име­ет боль­шую роль, зна­чение в на­шей жиз­ни, чем это при­нято счи­тать?

Д: Ко­неч­но. В сов­ре­мен­ном ми­ре ди­зай­нер – это, на­вер­ное, про­фес­сия, ко­торая во­об­ще ни­ког­да не ум­рет, при ус­ло­вии, что речь идет об об­щест­ве, бо­лее или ме­нее раз­ви­том в пла­не про­из­водс­тва ма­тери­аль­ных благ. В том пла­не, что се­год­ня не­воз­можно предс­та­вить ве­щи, на­чиная от нас­толь­но­го ка­лен­да­ря и за­кан­чи­вая тем же ав­то­моби­лем, к ко­торой не при­кос­ну­лась ру­ка ди­зай­не­ра. Есть раз­ные шко­лы ди­зай­на. Не­мец­кую кни­гу мож­но от­ли­чить сра­зу по шриф­ту. И те мас­те­ра из шко­лы Ба­ухаус под пред­во­дитель­ством Валь­те­ра Гро­пи­уса, ко­торые тог­да за­ложи­ли ос­но­вы не­мец­ко­го ди­зай­на, воз­можно за­ложи­ли ос­но­вы бла­гопо­лучия сов­ре­мен­ных нем­цев. Им нем­цы се­год­ня обя­заны сво­им бла­гопо­лучи­ем, ну кро­ме все­го про­чего (зна­мени­того тру­долю­бия и т. д.) Го­воря об Ита­лии, без итальянс­ко­го ди­зай­на их ве­щи не сто­ят той це­ны, ко­торую они сто­ят сей­час. По­луча­ет­ся, что Ита­лию во мно­гом кор­мят их ди­зай­не­ры. Са­мый пря­мой при­мер, ком­па­ния Пи­нин­фарри­на, у ко­торой за­казы­ва­ют ди­зайн ко­рей­ские и японс­кие ав­топро­из­во­дите­ли. В Со­ветс­ком Со­юзе то­же су­щест­во­вали мощ­ные шко­лы ди­зай­на (в Моск­ве и Пе­тер­бурге), но за­коно­дате­лем в мо­де и ди­зай­не стра­на не ста­ла, т. к. за про­из­водс­твом сво­их тан­ков и ра­кет, вни­мания на про­из­водс­тво хо­роших ве­щей для граж­дан сов­сем не уде­лялось, а у пло­хого из­де­лия воп­ро­сы ди­зай­ны от­хо­дят да­леко на зад­ний план. Но шко­лы бы­ли, и бы­ли ин­те­рес­ные раз­ра­бот­ки. Я пом­ню, во вре­мена, ког­да в мо­ду вош­ли элект­рон­ные на­руч­ные ча­сы, в Моск­ве предс­тав­ля­лись ши­кар­ные раз­ра­бот­ки ди­зай­на клас­си­чес­ких ча­сов с ци­ферб­ла­том. Но тог­да мы ду­мали, что они не к мес­ту, что ча­сы со стрел­ка­ми уже до­жива­ют свои пос­ледние дни. Ока­залось, что нет, что круг с дви­жущи­мися стрел­ка­ми в нем боль­ше от­ве­ча­ет на­шему ощу­щению вре­мени. А циф­ро­вые ча­сы по­тихонь­ку ос­та­лись толь­ко в сис­темном лот­ке компьюте­ра и на раз­личных таб­ло.

Ди­зай­ном за­нима­лись гран­ди­оз­ные лю­ди, глы­бы, та­кие как Ле Карь­бюзье или Ни­мейер. Ле Кар­бюзье, нап­ри­мер, бу­дучи ар­хи­тек­то­ром ос­та­вил идеи для ди­зай­на ав­то­моби­лей, хо­тя они бы­ли преж­девре­мен­ны для его вре­мени. Та­кое час­то слу­ча­ет­ся. Нап­ри­мер, идеи русс­ких конс­трук­ти­вис­тов на­чала ве­ка ста­ли ак­ту­аль­ны и сов­ре­мен­ны толь­ко в на­ше вре­мя.





М: Ну тог­да мож­но ска­зать, что ди­зайн от­части ви­новен в раск­рут­ке ма­хови­ка пот­ре­битель­ства – яв­ле­ния на­шей ци­вили­зации, отк­ро­вен­но го­воря не сов­сем по­ложи­тель­но­го.

Д: Да, но на ди­зайн мож­но взгля­нуть и с точ­ки зре­ния час­тично­го оп­равда­ния той ги­гант­ской ес­ли не ска­зать чу­довищ­ной ма­шины пот­ребле­ния, ко­торая воз­никла в на­шей ци­вили­зации. Лю­ди, спо­соб­ные по­купать нуж­ные се­бе ве­щи, ко­торые име­ют свое жи­лище, за­битое все­ми не­об­хо­димы­ми в бы­ту ве­щами – они за­пус­ти­ли эту ма­шину про­из­водс­тва ве­щей. Сколь­ко та­ких лю­дей? Го­ворят о «зо­лотом мил­ли­ар­де». Имен­но эта часть че­лове­чест­ва пот­ребля­ет то не­из­ме­римое ко­личест­во ве­щей, ко­торое ежед­невно про­из­во­дит­ся в ми­ре. Подс­чи­тать сколь­ко ве­щей де­ла­ет­ся в ми­ре се­год­ня не­воз­можно. Да­же ес­ли най­дет­ся че­ловек, ко­торый за­хотел бы соб­рать по од­но­му эк­земп­ля­ру каж­дой ве­щи про­из­во­димой в ми­ре, он столк­нул­ся бы с не­воз­можной за­дачей, в си­лу ог­ромно­го мно­го­об­ра­зия и ко­личест­ва ве­щей. Так вот час­тичное оп­равда­ние этой ма­шине, ко­торая, кста­ти, чер­па­ет при­род­ные нед­ры, сжи­га­ет кис­ло­род и коп­тит не­бо, есть хо­тя бы в ди­зай­не. Имен­но здесь по­рой встре­ча­ют­ся столь сме­лые и блес­тя­щие за­дум­ки, что уви­дев та­кой ори­гиналь­ный пе­нал для ру­чек, или хо­рошо про­думан­ную дер­жалку для ту­алет­ной бу­маги, хо­чет­ся снять шля­пу и по­жать ру­ку то­му че­лове­ку, ко­торый про­думы­вал ди­зайн этой ве­щицы. А иног­да да­же ду­ма­ет­ся, что та­кого ум­но­го че­лове­ка прис­та­ло ис­поль­зо­вать в дру­гих еще бо­лее важ­ных де­лах.

Здесь ди­зайн сно­ва соп­ри­каса­ет­ся с ис­кусс­твом, и возв­ра­ща­ясь к сво­ей мыс­ли, ди­зайн пе­реда­ет нра­вы, цен­ности и вкус сво­его вре­мени. Да, ко­неч­но, ис­кусс­тву по сво­ей су­ти ко­неч­но не чуж­ды ком­мерчес­кие ин­те­ресы, т. е. жи­вопись, скуль­пту­ра в пе­ри­оды сво­его расс­ве­та име­ла в сво­их ря­дах ве­ликих та­лан­тов и их ра­боты име­ли вы­сокую це­ну и де­лались на за­каз, но тем не ме­нее ос­новное ис­кусс­тво наш­ло свое от­ра­жение не в жи­вопи­си и не в мра­мор­ных из­ва­яниях ре­нес­санса. Боль­шая часть тво­рений ре­али­зова­на в … горш­ках, во всех этих ам­фо­рах и кув­ши­нах, че­рез ко­торые мы се­год­ня изу­ча­ем быт древ­них гре­ков или тюр­ков, их по­нима­ние кра­соты, но са­мое важ­ное нам пе­реда­ет­ся дух то­го вре­мени.

М: В та­ком слу­чае, что­бы луч­ше по­нять свои ис­то­ки нам нуж­но фор­си­ровать ар­хе­оло­гичес­кие исс­ле­дова­ния и ана­лизи­ровать ве­щи из древ­ности. Мы смо­жем луч­ше по­нять свою куль­ту­ру. Хо­тя очень мно­гое из то­го, что вы на­зыва­ете ду­хом и вку­сом вре­мени и куль­ту­ры долж­но бы­ло пе­редать­ся и уже при­сутс­тву­ет в сов­ре­мен­ной куль­ту­ре на­шего на­рода.

Д: Бе­зус­ловно, но есть и проб­ле­мы с этим. В 50 го­дах ка­захи пе­ренес­ли боль­шую ка­таст­ро­фу, го­лод, выз­ванный из­ме­нени­ем форм хо­зяй­ство­вания. Но в этой ка­таст­ро­фе, пов­лекшую ги­бель мно­гих лю­дей, ско­рее все­го бы­ли так­же по­теря­ны и мно­гие ре­мес­ла. Бы­ли ут­ра­чены свя­зи в по­нима­нии, до­пус­тим, ор­на­мен­та. Се­год­ня мы ко­пиру­ем, ти­ражи­ру­ем на­род­ное твор­чест­во и ис­кусс­тво, но есть по­доз­ре­ние, что ут­ра­чено глу­бин­ное по­нима­ние не­кото­рых яв­ле­ний, не всех, тем бо­лее, что мно­гое, ду­ма­ет­ся, восс­та­новит­ся со вре­менем, но что-то, ве­ро­ят­но, ут­ра­чено без­возв­рат­но.

М: Как ут­ра­чен­ное мо­жет восс­та­новить­ся?

Д: Есть та­кое по­нятие как па­мять зем­ли. Это ког­да од­ни лю­ди про­живая на оп­ре­делен­ной зем­ле тво­рят свою ис­то­рию, ка­кие-то со­бытия. Пос­ле они ухо­дят с ис­то­ричес­кой аре­ны, при­ходят дру­гие на­роды и.. на­чина­ют де­лать то же са­мое. Па­мять зем­ли. В этом смыс­ле мы яв­ля­ем­ся нас­ледни­ками не­ких ус­та­новок, ге­окос­ми­чес­ких что-ли. И каж­дый на­род в ка­кой-то ме­ре «зап­рограм­ми­рован» на ка­кое-то оп­ре­делен­ное ми­ровозз­ре­ние и раз­ви­тие. По­это­му что-то ис­подволь восс­та­нав­ли­ва­ет­ся, возв­ра­ща­ет­ся в умы, рож­да­ет­ся пов­торно. И рас­суждая здесь, мож­но го­ворить так­же об опас­ности сме­шения раз­ных ми­ровозз­рен­ческих ус­та­новок в на­шей сов­ре­мен­ной жиз­ни. Мы жи­вем в ок­ру­жении ко­рей­ской элект­ро­ники, гол­ли­вудс­ких филь­мов, итальянс­кой одеж­ды… вы по­нима­ете, о чем я го­ворю. Это нель­зя пре­дотв­ра­тить, как нель­зя ос­та­новить на­бега­ющую вол­ну. Но мож­но обыг­ры­вать, прис­по­саб­ли­вать­ся, обо­гащать­ся, как это де­ла­ют сер­фингис­ты. В ми­ре очень мно­го силь­ных школ ди­зай­на, боль­шое куль­тур­ное бо­гатс­тво. В этом пла­не ди­зайн сто­ит в аван­гарде гло­бализ­ма. Это не­об­хо­димо по­нимать и ви­деть. Что­бы, быть мо­жет соз­дать свою, нап­ри­мер, ка­захс­кую шко­лу ди­зай­на. Хо­тя это очень слож­но. Во­об­ще не вся­кой на­ции уда­ет­ся ре­шить эту за­дачу. Не­кото­рым уда­лось. Не­мец­кий ди­зайн шриф­та, итальянс­кая мо­да, фран­цузкий ав­то­мобиль, японс­кая ра­ди­отех­ни­ка, аме­риканс­кий ди­зайн – он то­же су­щест­ву­ет. При­меча­тель­но, что на аме­риканс­ких ве­щах от­ра­жен дух ин­дей­цев. Не за­меча­ли? Та­магав­ки, ап­па­чи, то же яв­ле­ние пан­ков-иро­кезов. Опять па­мять зем­ли! Или авс­тра­лий­ские ве­щи — вли­яние або­риге­нов. Ди­зайн обо­гащет­ся от куль­ту­ры, от зем­ли, и от то­го ста­новит­ся цен­ней. Ско­ро, я уве­рен, ска­жут свое сло­во ара­бы и ин­ду­сы, в этом смыс­ле наб­лю­дать за ди­зай­ном очень ин­те­рес­но.

М: Я сог­ла­сен, что про­фес­сия очень ин­те­рес­на, но ведь она так­же и слож­на.

Д: О, да. Ди­зай­нер дол­жен знать очень мно­гое. Дол­жен пог­ру­жать­ся в свою ра­боту. Вспо­мина­ет­ся ис­то­рия двух ди­зай­не­ров уни­таза, на днях по «Дис­ка­вери» по­казы­вали. Ре­шили спро­ек­ти­ровать уни­таз. Под­ня­ли ку­чу книг, вклю­чая очень ста­рых. Наш­ли да­же ра­боты по ма­тема­тичес­ко­му ана­лизу па­дения, пар­дон, мо­чи, уг­лы от­ра­жения от сте­нок и проч. Как лю­бые серьез­ные исс­ле­дова­тели они всерьез ста­ли изу­чать эту те­му. Или бо­лее бла­гоз­вучный при­мер — спич­ки – ес­ли вам за­казы­ва­ют ди­зайн спич­но­го ко­роб­ка, воз­можно, вам сле­ду­ет оз­на­комить­ся с осо­бен­ностя­ми и ха­рак­те­рис­ти­ками сов­ре­мен­ных спи­чек, стан­дарта­ми и ис­то­ри­ей воз­никно­вения этих стан­дартов. Или те­лефо­ны. Пом­ни­те, был тренд ми­ними­зации со­товых те­лефо­нов. Он со­шел на нет, нап­ро­тив се­год­ня мы дви­жем­ся в сто­рону круп­ных смарт­фо­нов с боль­ши­ми эк­ра­нами. Или ста­рин­ные ве­лоси­педы с ог­ромным пе­ред­ним ко­лесом и ма­лень­ким зад­ним. Что-то вы­жива­ет, что-то нет.

М: Фоль­ксфа­ген жук!

Д: Да, тут все про­ходит ис­пы­тание вре­менем и людь­ми. Ди­зай­нер – в этом смыс­ле на­род­ная про­фес­сия. Для масс. Кро­ме то­го, что­бы знать все о пред­ме­те сво­его исс­ле­дова­ния, ди­зай­нер дол­жен быть еще фу­турис­том, меч­та­телем, и иметь хо­роший вкус. Очень хо­роший при­мер при­веду. Стим-панк. Яв­но от жюль­вер­новс­ких расс­ка­зов все это бе­рет на­чало. Тут лю­ди, гру­бо го­воря, соз­да­ют прош­лое (со­вер­шенно бесс­мыс­ленное с точ­ки зре­ния прак­тичнос­ти за­нятие), но здесь эти чер­ты меч­та­теля и на­личие хо­роше­го вку­са ди­зай­не­ра хо­рошо по­каза­ны.

М: А фу­туризм? Это для прог­но­зов?

Д: Нет, ско­рее я ска­зал это, что­бы под­черк­нуть обя­затель­ность при­сутс­твия ро­ман­ти­ки в этой ра­боте. Что ка­са­ет­ся прог­но­зов, то я счи­таю, что мож­но пре­дуга­дать мно­гое, но не ди­зайн. Ни один прог­ноз прош­ло­го ка­сатель­но ди­зай­на бу­дуще­го не оп­равдал­ся. Все эти хвос­та­тые ав­то­моби­ли, се­реб­ристые ком­би­незо­ны 21 ве­ка так и не наш­ли сво­его мес­та в се­год­няшней ре­аль­нос­ти.

М: Хо­чет­ся вер­нуть­ся к ка­захс­кой шко­ле ди­зай­на, уж очень прив­ле­катель­ная идея. Что же сов­сем все без­на­деж­но?

Д: Из­вест­но, что в граж­данс­кой вой­не участ­во­вало все­го 5% на­селе­ния Рос­сии. Но ка­кая жут­кая тек­то­ничес­кая мощь ис­то­ричес­ких из­ме­нений. Т. е. ин­теллек­ту­аль­ный над­рыв не­кото­рых лю­дей мо­жет пов­лечь боль­шие из­ме­нения, нап­ри­мер, соз­да­ние на­ци­ональ­ной шко­лы ди­зай­на. Ва­жен ин­теллек­ту­аль­ный над­рыв ма­лень­ко­го про­цен­та на­селе­ния, что­бы мы соз­да­ли что-то свое. Ес­ли мы, ко­неч­но, во­об­ще хо­тим соз­да­вать что-то свое. Не нуж­но по­нимать под на­ци­ональ­ной шко­лой по­пыт­ку де­лать все отк­ро­вен­но ка­захс­ким. Ка­захс­кой вещь долж­на стать не от на­личия юр­ты или ор­на­мен­тов в де­коре. Долж­на про­яв­лять­ся куль­ту­ра, че­рез ко­торую скво­зит ка­захс­кий вкус. Имен­но в этом долж­на уга­дывать­ся «ка­захс­кость», ес­ли мож­но так ска­зать. Дол­жен по­явит­ся вкус ка­захс­кий.

Вспо­мина­ет­ся за­дание, ко­торое да­вал нам наш пре­пода­ватель. Вот ты кто? Ко­ре­ец? Тог­да тво­им до­маш­ним за­дани­ем бу­дет сде­лать ко­рей­ский куб. Да, на­рисуй ко­рей­ский куб. Ты кто? Ук­ра­инец – завт­ра при­неси ук­ра­инс­кий куб. Так, ты ка­зах? При­неси ка­захс­кий куб. Кто пе­ре­ум­ни­чал, кто ду­рака сва­лял. А суть зак­лю­чалась прос­то в по­нима­нии ку­ба, в тво­ем бэкг­ра­ун­де. На­рисуй куб так как ты его по­нима­ешь, а ка­захс­ким он дол­жен сам стать, прос­то из-за то­го, что его на­рисо­вал ты, ка­зах, а не, ска­жем ук­ра­инец. Вы­сокий уро­вень. Тя­желое за­дание.

Мы долж­ны де­лать сов­ре­мен­ные ве­щи на сов­ре­мен­ном уров­не, но за на­шей спи­ной дол­жен сто­ять куль­тур­ный пласт. Ес­ли не на­ци­ональ­ная шко­ла, то хо­тя бы на­личие про­фес­си­ональ­ных ди­зай­не­ров. Сов­ре­мен­ных Ка­захс­тан очень нуж­да­ет­ся в них. Вот та­кие пунк­ти­ки долж­ны при­сутс­тво­вать в кон­цепту­аль­ных до­кумен­тах го­сударс­твен­ной по­лити­ки пост­ро­ения на­ци­ональ­но­го го­сударс­тва. Вот еще при­мер – раз­ви­тие спор­та.

М: Да, очень не­обыч­ное по­нима­ние зна­чения про­фес­сии.

Д: Я ска­жу, боль­ше: Ди­зай­нер – как я уже ска­зал тес­но свя­зан с куль­ту­рой. А как куль­тур­ный че­ловек он дол­жен иметь куль­тур­ное от­но­шение к эко­логии. Вот у ка­захов есть та­кое по­нятие как «ке­сiр», что оз­на­ча­ет без­думное вар­варс­кое пот­ребле­ние. Это ког­да не до­едаешь еду на та­рел­ке, или льешь во­ду из кра­на без поль­зы. Кста­ти, тот кто при­думал ди­зайн сов­ре­мен­ных кра­нов, ну тех, ко­торые мож­но наст­ро­ить по тем­пе­рату­ре, а по­том од­ним дви­жени­ем зак­ры­вать и отк­рыв­тать ког­да нуж­но. Я на­зываю та­кие кра­ны му­суль­манс­ки­ми, т. к. в Ис­ла­ме по­рица­ет­ся без­думная тра­та во­ды. Это идет из ара­вий­ских пус­тынь, по­нят­ная пред­те­ча, но за­меть­те, как в ди­зай­не мож­но вы­разить свою ре­лиги­оз­ность, нап­ри­мер, свое ми­ровоз­ре­ние. Ка­ра су­дан­да су­рагы бо­лады. Ка­захи го­ворят, при­дет вре­мя и от­ве­тишь да­же за прос­тую во­ду, без­думно раз­ли­тую. С этой точ­ки зре­ния Ди­зай­нер мо­жет и дол­жен про­яв­лять се­бя как сын сво­его на­рода, сво­его вре­мени, сво­их убеж­де­ний (эс­те­тичес­ких, ре­лиги­оз­ных). За­чем ди­зай­не­ру изу­чать клас­си­чес­кую му­зыку? Мо­жет и нуж­но.

М: Хо­рошо, тог­да где на Ваш взгляд мог­ли бы про­яв­лять се­бя ка­захс­тан­ские ди­зай­не­ры се­год­ня?

Д: Я ду­маю, в пер­вую оче­редь в по­лиг­ра­фии. Ка­лен­да­ри нас­толь­ные, они же сто­ят на каж­дом сто­ле. И по­том это не слож­но. Мы не в том по­ложе­нии по­ка, что­бы за­яв­лять се­бя в ав­то­мобиль­ном ди­зай­не, нап­ри­мер. Но, ска­жем, в по­суде мо­жем. Ка­захс­кая пи­ала, ке­се, ко­торая приш­ла к нам из Ки­тая, се­год­ня мо­жет счи­тать­ся ка­захс­кой толь­ко за счет ор­на­мен­тов в сво­ем ди­зай­не. Но ведь у нас ис­то­ричес­ки очень бо­гатая ут­варь. Все эти тос­та­каны и т. д. Ши­рокое по­ле для по­ис­ка. Еще уб­ранс­тво ин­терьера. Мы все приш­ли из стан­дарт­ных квар­тир, в ко­торых мог­ла умес­тить­ся толь­ко стан­дарт­ная ме­бель, вспом­ни­те, все эти ме­бель­ные стен­ки. На по­чет­ном мес­те ком­на­ты вод­ру­жен те­леви­зи­он­ный зом­би-ящик, вза­мест ико­нос­та­са, на ко­моде по­суда «Ма­дон­на». К счастью на­ше жилье се­год­ня ста­новит­ся раз­но­об­разным, ди­зайн и уб­ранс­тво ме­ня­ет­ся, по­яв­ля­ют­ся встро­ен­ные шка­фы и гар­де­роб­ные, уда­ляя гро­мозд­кую ме­бель. Вот где долж­ны про­яв­лять се­бя на­ши на­ци­ональ­ные ди­зай­не­ры. Вот толь­ко не уда­ряй­тесь в мес­течко­вость. Вот еще при­мер хо­роший. Ког­да встал воп­рос о японс­кой ар­хи­тек­ту­ре, все экс­пер­ты в один го­лос пред­по­лага­ли раз­ви­тие в тра­дици­он­ном куль­тур­ном клю­че – лег­кие, воз­душные и прос­торные конс­трук­ции, ка­кими и бы­ли всег­да японс­кие на­ци­ональ­ные жи­лища. Все это зву­чало ло­гич­но, по­ка мы не столк­ну­лись с та­ким яв­ле­ни­ем в ар­хи­тек­ту­ре как Кен­зо Тан­ге. Бру­таль­ный ди­зайн бе­тон­ных зда­ний и сталь­ных конс­трук­ций. Это ли неп­редс­ка­зу­емый путь? Но Тан­ге – это си­ноним японс­ко­го ди­зай­на. По­это­му здесь дол­жен быть сме­лый по­иск, спе­ци­аль­но и при­митив­но ид­ти по пу­ти на­вязы­вания на­ци­ональ­ных мо­тивов не нуж­но. Все это мы про­ходи­ли уже. Кош­кар мю­изы, на зда­нии в сти­ле ро­коко-бо­роко, на кры­ше ко­торо­го па­мят­ник шах­те­рам. Не нуж­но пов­то­рять преж­них оши­бок.

М: Наш путь к на­ци­ональ­ной шко­ле ви­дит­ся мне длин­ным и слож­ным.

Д: По­хоже, что так. Но ес­ли мы се­бя ува­жа­ем. Нуж­но ид­ти. Вспом­ни­те Го­лан­дию 17 ве­ка. Ежед­невный, т. е. обыч­ный ра­ци­он гол­ланд­ца то­го вре­мени вклю­чал в се­бя ик­ру, пря­нос­ти, все­воз­можные про­дук­ты. Стра­на бы­ла очень бо­гата, мно­гочис­ленные ко­лонии, бо­гатс­тва тек­ли со всех сто­рон све­та. Но от это­го ни­чего не ос­та­лось. Все бы­ло съеде­но. Но ос­тался ди­зайн. Ос­тался гол­ланд­ский ди­зайн до­мов, уло­чек, ка­налов Амс­тер­да­ма, кос­тю­мы той эпо­хи. Вер­мейер уга­дыва­ет­ся в ра­ботах сов­ре­мен­ных гол­ланд­ских ди­зай­не­ров. Не­ожи­дан­но прос­нувшись на ули­цах Амс­тер­да­ма, вы не пе­репу­та­ете ее с квар­та­лами Шан­хая. Ведь так? Бо­ять­ся чу­жого вли­яния не нуж­но, Бри­тания ис­то­ричес­ки пре­быва­ла и ос­та­ет­ся в пу­чине куль­тур­но­го мно­го­об­ра­зия, но Бри­тания ос­та­ет­ся Бри­тани­ей. Лон­дон, Та­уэр, Тем­за. Есть ка­кая-то анг­лий­скость в ос­но­вании.

Так что быть ди­зай­не­ром очень и очень ин­те­рес­но. Все в од­ном ли­це и од­ной судь­бе — быть ху­дож­ни­ком, фи­лосо­фом и ре­мес­ленни­ком. По­это­му тем ка­захс­тан­цам, кто вы­берет се­бе этот путь ска­жу «В счаст­ли­вый путь», без вся­кого сар­казма, Аминь.

М: Боль­шое спа­сибо за ин­тервью и уде­лен­ное вре­мя.

Для про­дол­же­ния наж­ми­те здесь